Как известно, чтобы хорошо овладеть устной речью, необходимо научиться правильно писать. В то же время, когда ребенок делает большое количество орфографических ошибок, общая рекомендация учителей – «больше читать».
Одним из эффективных способов повысить грамотность, который используется в школе на уроках русского языка - регулярное написание диктантов.
Диктанты по русскому языку являются традиционным упражнением в рамках школьной программы, которое направлено на повышение грамотности учеников, улучшение навыков слушания, концентрации внимания
Написание диктантов не только развивает грамотность учащихся, но и повышает интерес к изучению русского языка. Самое главное в этом процессе – тщательно подобрать текст, который наиболее полно отражает в себе работу по совершенствованию тех или иных грамматических правил.
Повышение внимательности
Для успешного написания диктантов по русскому, ребенку необходимо внимательно слушать учителя, чтобы все слова и предложения были написаны связно и без ошибок. Как правило, учитель, зачитывая текст, делает акценты, чтобы дети могли уловить ударения, знаки препинания и особенности правописания.
Максимальная концентрация
Во время написания диктанта увеличивается и концентрация учащихся. В этот момент дети максимально прислушиваются к интонации учителя, для того чтобы правильно расставить знаки пунктуации.
Развитие правописания
После написания диктанта, важно провести работу над ошибками. Написанное неправильно и затем исправленное слово отложится в памяти, и при появлении его в другой проверочной работе позволит больше не совершать подобных ошибок.
Развитие устной речи
Когда дети сталкиваются с устными описаниями, помимо правописания, улучшаются навыки вербального общения. По мере отработки диктантов по русскому языку увеличивается словарный запас ребенка.
Таким образом, регулярное написание диктантов и проведение работы над ошибками обеспечивает формирование грамотной устной и письменной речи учащихся, оказывает положительное влияние на развитие словарного запаса, внимательности и усидчивости учащихся.