Я считаю, что каждый учитель русского язык национальной школы в своей работе должен учитывать важную особенность: закономерности русского языка дети воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам.
Такой перенос называется интерференцией.
Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Но для этого самому учителю надо "видеть" языковой материал глазами нерусского ребенка.
Моя практика работы как учителя русского языка и литературы показывает, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции и логике. Однако ни для кого не является секретом, что для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевленности/неодушевленности, русская предложно-падежная и видовременная системы.
Мы, учителя русского языка и литературы, прекрасно знаем, что главная задача преподавания русского языка на современном этапе - целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата (успешная сдача ЕГЭ). Все школьники РФ должны пройти через систему государственной итоговой аттестации, не дифференцированной в зависимости от владения русским языком как родным или неродным.
Следовательно, возникают вопросы: "Как организовать учебный процесс?", "Как обучить русскому языку нерусских учащихся?". Отсюда становится очевидным: основная цель преподавания - создание условий для "мягкого" включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка
Подготовка к ЕГЭ должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения
Поэтому, начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил.
На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям.
В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться тетрадями на всех уроках, кроме контрольных работ.
Хочу обратить внимание на то, что русская орфография содержит более 400 правил, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.
Возникают вопросы:
Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.
При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты.
Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику. Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся. Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создает необходимый для успешного овладения знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.
С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны". Я остановлюсь более подробно на применении мнемотехники при изучении орфографических и грамматических норм русского языка, потому что эти приемы и занимательны, и эффективны
Достаточно трудно для запоминания многие орфографические правила, правильное образование формы имен существительных именительного и родительного падежа множественного числа, образование и употребление падежных форм числительных, образование глагольных форм.
Для этого я использую рифмовки, образные ассоциации (вместе с учениками придумываем комиксы-запоминалки), сказки-ассоциации, блок-схемы. Также помогают запомнить правильное написание и произношение ассоциативные связи методики Анны Беловицкой, автора проекта "Русский язык в котах".
Перечисленные методы эффективны для подготовки заданий по грамматике. Апробация этих приемов показывает ежегодно блестящие результаты: итоги ЕГЭ по русскому языку выше муниципальных, республиканских и российских показателей.