Этнокультурный подход в преподавании литературы (из опыта преподавания литературы)

В Республике Хакасия школы являются поликультурными, и задача педагогов - реализация в сельском социуме этнокультурного образования, которое будет обеспечивать становление этнокультурной компетентности школьников, формирование у молодого поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий.

Необходимость формирования у учащихся таких направлений этнокультурного воспитания, как любовь к России, которая начинается с любви к малой Родине - Хакасии. Поэтому стараюсь на уроках литературы воспитывать интерес к истории России, к истории Хакасии, слову, языку, литературе и культуре. Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Вопрос сохранения национальной культуры равен вопросу сохранения народа.

Уроки литературы, внеурочная деятельность помогают найти пути решения насущной задачи. Поэтому считаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры.

На своих уроках стараюсь формировать у школьников:

гражданское и национальное самосознания на основе интеграции российской, хакасской и мировой культур;

приобщать к духовно-нравственным традициям родного народа, общероссийской культуры и использовать их в своей жизнедеятельности;

развивать творческие, познавательные способности школьников, воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям другой национальности, вероисповедания на основе принципов равенства, свободы, взаимоуважения и культуры мирного сосуществования всех народов России и мира.

Поэтому на уроках уместно будет включение этнокультурного материала, покажу это на примерах.

На уроках литературы в 5-х классах при изучении темы "Фольклор" изучаем не только тот материал, который содержится в учебнике, но и хакасские пословицы и поговорки, сказки и легенды, ведь главным средством для формирования эстетических и духовных потребностей учащихся служат фольклорные произведения, именно они донесли до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине.

Помочь детям разобраться в окружающей жизни - это дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.

При изучении произведений девятнадцатого века параллельно с русской классикой рассматриваем и произведения хакасских авторов, а также декоративно-прикладное искусство народа, особенности национальной кухни, народные костюмы, народные праздники, обряды, народные посиделки. И каждый урок литературы дает детям лишь какую- то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина.

Особенно эффективным является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. В практике работы широко использую материал топонимики во внеурочной деятельности: подготовка исследовательских проектов, например: "Тема Великой Отечественной войны в творчестве Моисея Баинова", "Поэты Хакасии о природе родного края", "Тема детства в произведениях хакасских писателей", "Представляю поэта (писателя) Хакасии", "Моя родина - Хакасия", "Алыпы (богатыри) земли хакасской", "Мой знаменитый земляк".

На каждом уроке стараюсь находить время для фольклорных минуток, которые помогают закреплению изучаемой темы, повторению материала. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают учеников.

Таким образом, этнокультурное образование формирует этнонациональную компетентность личности и обеспечивает социализацию личности. Кроме того, образование, выступая целью, результатом, процессом, формой и средством освоения человеком культуры, является одной из основных форм сохранения и развития этнокультурной составляющей.

А через внедрение регионального компонента в уроки литературы современная школа рассматривается как одна из составляющих государственной политики в сфере укрепления самосознания подрастающего поколения, понимания самобытности уникальности культуры своей малой родины, традиций и исторического наследия.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, обмен опытом