Уроки родного русского языка в школе

Размышляя о миссии учителя, вспомнила слова М.В. Ломоносова: "Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может".

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь у нас есть очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ученика.

Уроки родного языка – еще одна возможность через слово обратиться к душе ребенка. Прежде всего потому, что "слово – не только "средство общения". Оно большее: оно живое средоточие и наследие опыта поколений, отражение умственного, чувственного, вещественного и духовного, практического и умозрительного содержания всей жизни народа" - это слова Всеволода Троицкого, доктора филологических наук, профессора.

Ему же принадлежит следующее высказывание: "Со слова начинается "очеловечивание" бытия, гуманитаризация окружающего мира". К сожалению, последние десятилетия резко ухудшили состояние языковой среды иноязычной, жаргонной и деграмматизированной речью. Слова воспринимаются только с формальной точки зрения, теряется "сущностная" наполняемость. Как вернуть слову его значимость? Показать его связь с целостной картиной мира.

Например, говоря на уроках родного языка о склонении существительных, стоит задать вопрос пятиклассникам: почему в слове "грач" нет мягкого знака, а в слове "дочь" есть, хотя оба слова заканчиваются мягким "ч"? Слово "дочь" женского рода, смягчение мягкого "ч" мягким знаком подчеркивает сущность слова "дочь", его женское, "мягкое" начало.

Следует обратить внимание на продуктивный способ изучения слов-понятий, так называемых концептов (или констант, которые являются основами мировоззрения, мировидения) слов, без которых невозможно полноценное духовно-нравственное воспитание. Таких, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, терпение, милосердие, самоотверженность, благодарность.

Какое замечательное слово – "благодарность": дарю благо… а сколько еще красивых и добрых слов в русском языке с этим корнем! Благоверный, благовест, благовещение, благовидный, благоволение, благовоние, благовоспитанный, благовремение, благоговейный, благодарственный, благодатный, благоденствие, благодетель, благодеяние, благодушествовать, благожелатель, благозвучный, благой, благонравный, благополучие, благородство, благотворный, благоухание, блаженство… сколько слов из перечисленных входят в активный словарный запас современного школьника?

Значения скольких он не знает? Так или иначе "концептуальное" изучение слова в лоне связанных с ним духовных смыслов и традиций – дело необходимое.

Привлекая на уроках родного языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, связанными с языковыми явлениями, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Помня о том, что ценностными ориентирами, заявленными в содержании Программы предмета "Родной русский язык" являются воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, учитель-словесник работает над решением основных задач духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках родного языка:

  • формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
  • воспитание гражданина и патриота;
  • формирование у обучающихся представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.

Решая эти задачи, мы способны достичь и главной цели образования в школе: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!