Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, остро стоящей сегодня перед обществом и государством в целом. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современной жизни, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась обществом.
В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности; участились случаи детской преступности.
Актуальность проблемы воспитания детей и подростков связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на ребенка обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Воспитание духовно-нравственного человека – это воспитание не только и не столько успешного и образованного обучающегося, сколько способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, в котором ему предстоит жить, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью. В настоящее время это не просто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
К большому сожалению, первые уроки безнравственности большинство наших воспитанниц Прохоровского центра развития и социализации ребенка для девочек получают в семье. Дети, воспитание которых возложено на плечи учреждения для детей-сирот, не имеют в силу объективных обстоятельств кровной семьи, находясь в которой они были лишены родительской любви и заботы, а следовательно, не имеют перед собой примера духовно-нравственных семейных отношений. Та часть жизни, которую они прожили до поступления в детский дом, в условиях асоциальной семьи приводит к негативным последствиям в развитии их нравственности.
Опыт показывает, что, несмотря на огромную работу по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни, выпускники интернатных учреждений под давлением малейших объективных и субъективных обстоятельств начинают паниковать, теряют самоуважение, не стараются изменить ситуацию в положительном направлении, боятся проявлять свои чувства, зачастую не имеют твердых положительных моральных и нравственных качеств. То есть, социализацию воспитанников учреждений для детей-сирот без духовно-нравственной составляющей нельзя назвать до конца успешной.
Одним из путей преодоления данного противоречия является систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию, позволяющая преодолеть такие пороки современности, как: жестокость, разнузданность, праздность, эгоизм, свободу от любых уз: брака, материнства; психологическую бездомность.
Под духовно-нравственным воспитанием девочки понимается деятельность, которая обеспечивает усвоение ею культурной системы специфического набора духовных и нравственных характеристик, определяющих социальное поведение русской женщины, жены, матери.
В условиях Прохоровского центра развития и социализации ребенка с сентября 2017 года реализуется программа духовно-нравственного воспитания "Славянка", являющаяся частью воспитательной системы учреждения, направленной на успешную социализацию воспитанниц. Опыт работы по программе обобщен на уровне учреждения.
Основная цель данной программы – воспитание у девочек милосердного отношения к ближнему на примерах из истории Русской Православной Церкви. Изучение данной программы актуально в связи с тем, что в настоящее время перед дополнительным образованием стоит цель создания условий для развития творческой, нравственной, гармоничной личности. Именно поэтому делается упор на формирование у ребенка таких качеств, как милосердие, доброта, терпимость, чувство взаимопомощи и поддержки, любовь к Родине, к семье, природе посредством изучаемого материала.
Занятия с воспитанницами проводятся в соответствии с режимом учреждения 1 раз в неделю. В рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства воспитательной работы.
Наряду с традиционно признанными формами организации воспитательных мероприятий (дискуссия, экскурсия, лекция, изобразительная деятельность) в Прохоровском центре развития и социализации ребенка апробированы и другие их разновидности:
Работая в данном направлении, я сделала вывод, что полноценное духовно-нравственное воспитание необходимо строить на ценностях, в которых мы испытываем дефицит – милосердие, способность прощать, а также работать в православном аспекте.
При оценке результативности опыта использовалась диагностическая программа изучения нравственности воспитанности, разработанная лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках научной школы А. И. Шемшуриной.
Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она реализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности. Это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений. Это наличие у подростка сильной воли, способность осуществлять контроль и самоконтроль. Нравственность формируется в преодолении противоречий.
Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, разрешения противоречий, приобрести опыт нравственной жизни получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа. Нравственно-духовное воспитание сильно тогда, когда его следствием является самовоспитание и самосовершенствование.
При первичном опросе в начале освоения программы выявилась слабая информированность девочек в вопросах духовной культуры, православия, важности воспитания и сохранения в себе положительных морально-нравственных качеств личности.
По итогам диагностики, в 2019 году показатели уровня отношения к жизненным ценностям воспитанниц центра составили: 60% - средний уровень и 40% - высокий уровень. Показатель высокого уровня отношения к жизненным ценностям по сравнению с 2017 годом не изменился. Положительным результатом является то, что уровень ниже среднего и низкий по результатам 2019 года уже отсутствует.
Диагностика уровня нравственной мотивации в 2019 году выявила, что показатель высокого уровня возрос с 40% до 50%. Средний уровень также составил 50%. Не выявились показатели низкого уровня нравственной мотивации у девочек.
Положительную динамику можно проследить и в отношении изменения уровня нравственной самооценки воспитанниц. В 2017 году показатель уровня ниже среднего составил 10%, высокий уровень составил 10%. Показатель среднего уровня составил в 2017 году 80%. По результатам диагностики 2019 года, показатель среднего уровня нравственной самооценки составил 60%, показатель высокого уровня возрос до 40%, показатели ниже среднего и низкого уровня отсуствуют.
Анализ и обобщение полученных данных мониторинга позволяют сделать вывод о повышения общего уровня нравственной воспитанности девочек. Таким образом, результативность опыта была достигнута посредством включения в воспитательную систему Прохоровского центра развития и социализации ребенка программы духовно-нравственного воспитания "Славянка". Положительные изменения в личностном становлении девочек позволяют сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по данному направлению.