Роль курса "Основы православной культуры и светской этики" в формировании духовно – нравственной культуры учащихся

Распад страны, сложный выход из системного кризиса усилили криминализацию общественных отношений и спровоцировали утрату общности культурных ориентаций в нашей стране.

Родители сегодняшних школьников формировались как личности в 80-е - 90-е годы ХХ века, когда рухнула казавшаяся вечной марксистско - ленинская идеология, которая все-таки прививала определенные нравственные установки, и на место которой ничего не было предложено.

Мир меняется, страна уже не та – как воспитывать детей, чтобы они стали успешными в этой жизни?

В январе 2012 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 г. № 84-р "О плане мероприятий по введению в 2012-2013 г. во всех субъектах России курса "Основы религиозных культур и светской этики". Нормативной основой Концепции является:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию РФ.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились:

  • отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
  • спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; 
  • резкое снижение физической подготовки молодежи.

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса "Основы религиозных культур и светской этики" - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

На своих уроках по данному курсу я выстраиваю обучение с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, навыков изучающего чтения, умений ведения диалога и построения монологического высказывания.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использую, выступают следующие методы:

Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. 

Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы.

Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Замечено, что отношения между детьми в классе стали более ровные, доброжелательные.
На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно использую ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики.

Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимые песни, репродукции мультфильмов. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работают с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами, иллюстрациями к текстам учебника. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску.

Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания. Я стараюсь для проведения уроков использовать такую интересную форму как театрализацию, когда многие понятия для младших школьников через эту форму становятся понятными.

Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания. Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий.

Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали на уроках.

Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большое количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается впервые в начальной школе, при этом очень важно учесть все возрастные особенности ребят.

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.

Огромным плюсом является то, что предлагаемый теоретический и практический материал в данной программе конкретизирован и изложен в системе с учётом опыта детей, семейных традиций, взаимоотношений в обществе. Судите сами, темы уроков говорят сами о себе: "Добро и зло", "Золотое правило нравственности", "Стыд, вина и извинение", "Справедливость" и другие.

Именно такие духовно-нравственные уроки позволяют выделить главные качества человека, которые характеризуют его как члена общества. Создаю на уроках различные проблемные ситуации и ставлю пред детьми задачу – сделать правильный выбор, определить нравственность поступка. Уважение к старшим воспитываю через уроки, темы которых направлены на семейное воспитание. Использую просмотр отрывков из фильмов, после чего пытаемся определить, почему человек оказался в трудной ситуации или наоборот, он счастлив, а что ему помогло обрести такое душевное состояние.

Важно то, что дети часто во время уроков вспоминают аналогичные случаи и, анализируя свои действия, дают правильную оценку своему поведению. Я считаю, такие уроки актуальны. И нужны они в рамках не только дополнительного, но и обязательного образования.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане

можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане

особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог,  развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной.

В предметном плане

заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. 

Использование активных форм в рамках программы помогает достигать взаимопонимания с другими людьми, учит эффективно общаться и жить в гармонии с собой и обществом, что особенно важно в современном обществе, где актуальной стала проблема взаимоотношений.

Благодаря активным формам, участники постигают азбуку общения, учатся слушать и слышать друг друга, аргументировано и тактично объяснять свою точку зрения, убеждать. Активные формы позволяют каждому участнику программы приобрести новый жизненный опыт, получить прочную основу для будущего развития.

Для отслеживания эффективности введения курса "ОРКСЭ" использую следующие методики:

Исследования поведенческого компонента нравственного развития

Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика  Н.П. Капустина)

Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. (Тест Е.С. Кузьминой, Л.Н. Пыровой для обучающихся 3-4 классов)

Диагностика этики поведения. (Методика нравственной мотивации для 3-4 классов, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО) 

Исследования когнитивного компонента нравственного развития

Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Методика Г.М. Фридмана, Т.А. Пушкина)

Исследования эмоционального компонента нравственного развития

 

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н.Е. Богуславской «Незаконченные предложения»

Диагностика межличностных отношений (Методика  А.С. Прутченкова «Настоящий друг»

Диагностика изучения личности обучающегося (Методика нравственной мотивации для 3-4 классов, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос. НИИ семьи и воспитания РАО) 

Исследования гражданской позиции учащихся

Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся (Тест Е.С. Кузьминой, Л.Н. Пыровой) 

В классах по итогам первого полугодия был проведен опрос. На вопрос "Что вам нравится на уроках ОРКСЭ?", дети ответили следующее: узнаю много нового, очень интересно слушать, уроки меня вдохновляют, мы тут свободны в общении. На вопрос "Заметили, что в себе надо изменить?" были следующие ответы: характер, научиться слушать родителей, стать добрее, свои поступки, работать над собой, не изменять друзьям.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" несёт в себе большой воспитательный потенциал. Таким образом, содержание курса помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России, духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надежный и верный ориентир в быстро меняющемся мире.

Апробация данного курса показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок участников программы, пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует раскрытию внутренних ресурсов человека.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом