"Корень учения горек", - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.
"Как заставить учиться? "Как научить грамотному письму? Увы! Нередко такие вопросы встают перед учителями и сегодня.
А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем интерес к школе? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой?
Чтобы у детей был интерес к знаниям, необходимо сделать процесс обучения увлекательным. Но тут могут возразить, что занимательное обучение не способствует развитию воли, что учебный процесс должен строиться на чувстве долга, ответственности, дисциплины. Но как этого добиться?
Даже если все вокруг: и учителя, и ученики, и родители – будут твердить: "Надо учиться", то все равно скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо. А если все – таки они и будут выучивать все – все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут мертвым грузом.
Дарить детям интересные уроки. Как и любой учитель начальных классов, я подбираю к урокам развивающие упражнения, которые заставляют учащихся думать, рассуждать, сравнивать, анализировать. На уроках использую грамматические сказки, загадки, кроссворды, ребусы.
Но какие бы интересные задания ни выполнялись на уроке, ни с чем несравнимо удовольствие от хорошо сделанной работы, от грамотно написанного диктанта, изложения.
Не секрет, что есть дети, которые замечательно выполняют устные задания, с интересом занимаются на уроках, но в письменных работах допускаются множество ошибок. Что же делать для того, чтобы учеба детей не омрачалась "двойками и тройками" за контрольные диктанты?
Я хорошо знаю людей, которые пишут очень грамотно, хотя многих правил правописания не знают. Почему? Видимо, у них хорошо развита зрительная память.
Несколько лет тому назад я прочитала в журнале статью Тоцкого П.С. о том, как он занимался с внуком орфографическим проговариванием. Каждый день дед и внук 15 минут читали текст орфографически, т.е. четко, ясно произносили каждый звук, при этом выговаривая так, как написано. И ошеломляющий результат: внук в течение 10 лет обучения в школе получал за диктанты только отличные оценки.
Изучение опыта педагога-новатора П.С. Тоцкого:
Этот вид работы очень заинтересовал меня. Я стала изучать статьи, где говорилось о проведении орфографического проговаривания. Стало понятно, почему эта работа дает хорошие результаты – у детей развивается зрительная память, дети зрительно запоминают написание слов, что очень важно, ведь всех правил правописания запомнить невозможно.
Свою работу я начала со зрительного диктанта. На доске пишу небольшой текст с пропущенными орфограммами. Порядок один и тот же:
Наступает любимый момент в работе детей. Теперь дети – учителя. Они меняются тетрадями и проверяют их друг у друга, ставят отметки. Сразу встают те ученики, кто заслужил оценку "%". И таких детей становится с каждым днем все больше.
Детям очень нравится эта работа, она доставляет радость от умения хорошо трудиться. Но, несмотря на такую кропотливую работу, в тетрадях некоторых учеников оставалось много ошибок. Почему? Не у всех детей память развита одинаково, кому-то нужно больше времени для запоминания.
Я решила предоставить учащимся такую возможность: дать время лучше подготовиться к диктанту. Стала задавать домой такие упражнения, в которых нужно выполнить задание и подготовиться к записи под диктовку или по памяти. Большую помощь оказывали в первое время родители, старшие братья и сестры.
И каждый урок русского языка начинаю с проверки домашнего задания. Сначала мы читаем текст орфографически, находим орфограммы, потом дети пишут под диктовку или по памяти.
Дальше взаимопроверка, оценивание. Отметки ставлю не только в дневник. У нас в классе есть стенд "Опять пятерка". Рядом с фамилией ученика, который получил оценку %", появляется красный кружочек, который показывает продвижение ученика.
Я уверена, что многие мои ученики научились писать грамотно благодаря ежедневной домашней подготовке к диктанту. Ведь подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.
Домашняя подготовка особенно благоприятна для тех детей, которым трудно учиться, но есть огромное желание учиться хорошо. Этот прием будет эффективен в том случае:
Орфографическое проговаривание и подготовленные домашние диктанты стали для меня находкой в развитии орфографической зоркости детей, вселили уверенность, что я на правильном пути. Об этом говорят результаты контрольных диктантов за учебный год.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями.
Разнообразны методы и приемы, способствующие запоминанию правил написания. Я стараюсь апробировать все интересное и результативное, что печатается в журнале и газете "Начальная школа".
Мне очень интересен прием запоминания образа буквы – мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегающих запоминание и увеличение памяти за счет искусственных ассоциаций
Известный психолог Н.П. Леонтьев писал: "Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству".
Мнемотехника ценна тем, что дети самой природой лучше подготовлены на зрительное восприятие текста. "Ребенок мыслит образами", - говорил К.Д. Ушинский. Использование искусственных ассоциаций позволяет интересно запомнить орфограмму. К мнемотехнике можно отнести стихи, рифмованные упражнения, грамматические сказки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды, группировки слов, вызывающих определенные ассоциации.
В словарной работе мы регулярно используем мнемотехнические приемы заучивания. Даю детям задание: "Как интересно, быстро и легко запомнить безударную непроверяемую гласную в слове тарелка". Мы ищем оригинальное творческое решение. Сначала сама показываю, как можно букву а, которую надо запомнить, превратить в рисунок. Букву а рисуем в виде тарелки с ложкой.
В слове горох нужно запомнить букву о. На что похожа буква о? На горошинку. Аналогично ведется работа со словами овощи, огурец, морковь. Скоро дети сами начинают предлагать рисунки – образы букв.
Слово "береза". Как запомнить безударную гласную е? Ученик предложил нарисовать березу, а под ней овечку, которая кричит: "Бе! Пиши слово береза с буквой е".
Словарные слова мы группируем по темам. Ученикам предлагается группа слов, и ставится задача: придумать способ, как интересно запомнить орфограмму. Самый удачный рисунок – образ дети зарисовывают карандашом в тетрадях. А на доске появляется образец рисунка мелом: А Л Л Е Я.
Для обоснования рисунка используется и лексическое значение слова: "Аллея – дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями". Мы превратили ноги людей, идущих по аллее, в буквы Л.
Эти игры словом и со словом воспитывают у ребенка языковое чутье. Для закрепления и запоминания используются задания:
К уроку изучения новой темы стараюсь подбирать грамматические сказки, которые позволяют объяснить теоретический материал так, чтобы дети усвоили его навсегда. В своей работе я включаю и сочинения на грамматические темы, где приходится объединить сказочный сюжет, героев с реальными категориями, явления русского языка. Такие сочинения, где сплетаются сказочное, фантастическое и реальное, вызывает у детей желание творчески относиться к сухой теории, правилам.
Третьеклассница сочинила при изучении темы "Предлоги и приставки" такую сказку:
"Давным-давно в царстве Грамматика жили части речи, жили – не тужили, между собой дружили. Предлоги, как и приставки, жили вместе с существительными дружно и писались слитно. Например. По дороге бежали зайцы.
Но вдруг подул сильный ветер, и все слова перепутал. А по оторвалось от существительного дороге и присоединилось к слову бежали, получилось побежали.
Слово дорога рассердилось на по и говорит: "Убежало ты от меня. Вот и живи вместе с глаголом. Ко мне близко не подходи".
А по говорит: "Ну и не буду! Ты все равно часто меня отодвигаешь, как только с тобой появляется прилагательное". С тех пор предлоги пишутся раздельно с существительными, а приставки слитно с глаголами.
Для правильного правописания безударных гласных в окончаниях существительного важно знание падежа существительного, предлогов, которые стоят перед существительными. Эти предлоги легко запомнить в занимательной форме. Перед существительными дательного падежа могут стоять только два предлога по и к. Чтобы их запомнить я начинаю предложение: "Предлоги дательного падежа…", - а дети машут рукой как при прощании и говорят: "Пока!"
Предлоги родительного падежа мы зарифмовали:
Под звучание этой рифмовки мы маршируем, хлопаем в ладоши, топаем ногами, пишем "письмо", "печатаем".
Развитию речи, развитию орфографической зоркости способствуют и загадки.
Загадки – это соревнования на смекалку, дающие большие возможности для наблюдений из окружающего мира, игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность
Загадка - это полезное упражнение для ума ребенка, повод к интересной классной беседе, которое закрепится в уме, заляжет в памяти. Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию. А шарады, ребусы, кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Они помогают детям в освоении орфограмм. Мы не только отгадываем ребусы, но и сами выдумываем их.
Всякое запоминание легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи.
Конечно, данным приемом не решить всех трудностей, возникающих при изучении русского языка, но ребятам очень нравится такой вид работы. Работа над словарными словами не становится нудной и трудной, а, наоборот, приносит радость от коллективной работы, развивает воображение и творческое начало.
Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие приемы. Систематическая работа на каждом уроке дают неплохие результаты в обучении грамотному письму.