Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

Орфографическая зоркость по определению П.Я. Гальперина - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Причина в том, что младшие школьники имеют свои психологические особенности сохранения материала в памяти и его восприятия.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить "шаги", ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Важно:

  • Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания (разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений).
  • Ввести понятие "опасные места", чтобы насторожить детей на появление возможных ошибок.
  • Орфографическую зоркость можно развить только в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное и комбинированное восприятие и запоминание орфограмм. (должны быть задания, которые "настроят" соответствующие зоны мозга на работу, активизируют зрительное внимание и память)

Например:

1. Прочитайте пословицу: Бояться волков - быть без грибов.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите пословицу и выделите орфограммы.

2. Найди опасное место
Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять

3. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода, золотой?

4. Подбери противоположное по значению слово. Спишите и выделите орфограммы.
Лето (зима), близко (далеко), маленький (большой), сытый (голодный), начало (конец), пресный (соленый), теплый (холодный), старый (молодой), легкий (тяжелый), друзья (враги), темно (светло), утро (вечер).

5. Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу "один-много". Рядом укажите проверочное слово.
В корзине лежали (грибы). У оленя красивые (рога). По утрам я завожу (часы). Снег лежал на вершине (горы).

6. Прочитай рифмовки и найди как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, лимон, сахарок,
Мамочка в свечке зажгла огонек.
Чай наливает папа Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

7. Составьте предложения по сюжетной картинке на тему "Следы на снегу"

Чьи следы на снегу?Чьи следы на снегу?

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

8. Зрительно-слуховые диктанты
На доске: Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мелькнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка. Прочитайте текст. Найдите орфограммы. Проверьте. (Текст закрывается учителем, дети записывают его под диктовку, выделяют орфограммы.

9. Диктант "Проверяю себя"
Выполняя этот диктант, учащиеся, если они сомневаются, в "опасных местах" могут пропускать буквы. После написания спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта "Проверяю себя" состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться.

10. Есть другой вариант проведения диктанта (диктант с постукиванием)
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

11. Различные игры
Например: "Пишущая машинка"Какая буква сломалась в пишущей машинке? (У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.

12. В упражнении даются картинки в словах на месте безударных гласных, не проверяемых ударением, образно напоминающих пропущенные гласные и выражающих в некотором смысле значение слова.

КартинкиКартинки

Такие упражнения помогают изжить такие типичные для начального обучения ошибки, как пропуск, замена, перестановка букв. Кроме того, на уроках не забывать про двигательные и дыхательные упражнения, которые способны снять напряжение и зарядить энергией.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!