В современной лингвистике внимание языковедов обращено на своеобразие функционирования в художественных текстах лексики сенсорного восприятия.
При схематичном обзоре анализ языка слухового восприятия непросто создать целостную картину, но при этом выделяют "традиционные" направления, где, например, слуховое восприятие описано при анализе глаголов звучания.
Лингвисты не оставили без внимания звукосимволизм, который достаточно часто исследуется вместе с феноменом звукоподржания. При многообразии работ по "говорению" в последнее десятилетие появились исследования более частного вопроса, такого как фрейм эмоционального звучания, произведено исследование процедуры спрашивания.
Слух, как и зрение, традиционно считается одной из основных перцепций в жизнедеятельности человека. Это те два направления, которым посвящено наибольшее число психологических исследований. Тем не менее, как отмечают психологи, "мы знаем намного больше о зрении, чем о слухе" . Почти не обсуждается, в частности, вопрос об изучении целостного слухового образа.
Следует отметить, что модальность слухового восприятия отражается в двух типах предикатной лексики – в лексике слуха (обозначения процессов слухового восприятия) и в лексике звучания. Лексика слухового восприятия в литературном языке богата и разнообразна.
В ней выделяются предикаты-глаголы, обозначающие процесс звучания, и предикаты-существительные, определяющий характер самого звука [Васильев 2005:170, 227], именно этот фактор учитывался при анализе аудиальной картины, представленной Л.Н. Толстым в "Севастопольских рассказах".
Классификация корпус глаголов перцепции, выбранных в "Севастопольских рассказах", может быть произведена по разным принципам, однако в соответствии с общепринятой классификацией, мы разделили их на две основные группы, причем рядом с каждым примером указывается частота встречаемости лексемы в тексте произведения.
1. Глаголы целенаправленного восприятия, которые выражают действие, производимое субъектом осознанно: оно может быть прекращено по его желанию в любой момент, т.е. является контролируемым.
Слушать – 1. Воспринимать слухом что-н. 2. публично разбирать. 3. изучать, присутствуя на лекциях. 4 следовать чьим-н. советам, приказам. [Ожегов 2010:588]
Все случаи употребления данного глагола актуализируют его прямое значение и обозначают действие, направленное на объект, который не совпадает с субъектом: … вы слушаете равномерные звуки ударов весел, звуки голосов, по воде долетающих до вас, и величественные звуки стрельбы, которая, как вам кажется, усиливается в Севастополе. [Толстой 1978:41]
Он слушал сказку, которую рассказывал ему Васин, когда закричали: "Французы идут!" [Толстой 1978:151]
2. Глаголы нецеленаправленного восприятия, отличительной чертой которых является то, что действие производится независимо от желания субъектов.
Как выяснилось, это глагол, обозначающий сам акт восприятия или ощущения:
Слышать - 1. Различать, воспринимать что-нибудь слухом. 2. Обладать слухом. 3. Обладать какими-н. 4. замечать, чувствовать. [Ожегов 2010:588]
Как вам кажется, недалеко от себя слышите вы удар ядра, со всех сторон, кажется, слышите различные звуки пуль – жужжащие, как пчела, свистящие, быстрые или визжащие, как струна, – слышите ужасный гул выстрела, потрясающий всех нас, и который вам кажется чем-то ужасно страшным. [Толстой 1978:49]
Вслед за тем вы слышите удаляющийся свист снаряда, и густой пороховой дым застилает вас, платформу и черные фигуры движущихся по ней матросов. [Толстой 1978:51]
Кроме того, писатель помимо общеупотребительных глаголов использует просторечную (или разговорную) форму данного глагола несовершенного и совершенного вида – слыхать/услыхать.
Вы не слыхали, господа? [Толстой 1978:99]
Вланг, не евший целый день, достал кусок хлеба из кармана и начал жевать, но вдруг, вспомнив о Володе, заплакал так громко, что солдаты, бывшие подле него, услыхали. [Толстой 1978:152]
Выбор данных глагольных форм помогает избежать лексического повтора, то есть служит средством художественной организации текста.
Существенно уступает зрительным, но все же, частотны, слуховые образы. Звуки, присущие миру рассказов, обыкновенно резкие, часто неприятные: звук (40), крик (11), гул (9), стон (8), голос (48), свист (5), треск (8), тишина (4), жужжание (3), грохот (3), гром (1), топот (2).
Самая распространенная лексема звук. Ее, как правило, у Толстого можно дифференцировать на неприятные звуки, приятные, нейтральные и неясные звуки.
Звук - 1. то, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. скорость звука. 2. звуки речи - минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками (спец.). [Ожегов 2010:194]
… как будто взрыв потрясал воздух и невольно заставлял вздрагивать, то быстро друг за другом следовали менее сильные звуки, как барабанная дробь, перебиваемая иногда поразительным гулом, то все сливалось в какой-то перекатывающийся треск, похожий на громовые удары, когда гроза во всем разгаре и только что полил ливень. [Толстой 1978:97]
Так, в описанном контексте можно говорить о неприятных звуках, которые переходят в градацию: менее сильные звуки – барабанная дробь – гул – треск – громовые удары , благодаря ей можно понять о нарастающем психологическом напряжении.
И напротив, текстовое окружение лексемы звук в следующем контексте позволяет говорить о звуках, приятных автору.
По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре. [Толстой 1978:53]
Также для Толстого слово звук является универсальной лексемой, которой обозначается совокупность человеческих голосов, недифференцированных по принадлежности к определенному лицу. Отметим, что в данный контекст не вкладывается оценочная коннотация.
Лица и звук голосов их имели серьезное, почти печальное выражение, как будто потери вчерашнего дня сильно трогали и огорчали каждого… [Толстой 1978:89]
Несомненно, в чувственном пространстве рассказов поражает то, что Толстой мастерски рисует батальные сцены, сцены страданий и переживаний героев. Особенно ярко показано это на примере лексики слуховой перцепции. Например, через лексемы крик и стон можно проследить степень страданий человека на войне. Словарь Ожегова дает нам такое определение данных слов:
Крик - громкий, сильный и резкий звук голоса. [Ожегов 2010:256]
Стон, - а, м. протяжный звук, издаваемый при сильной боли, страдании. [Ожегов 2010:616]
Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку… [Толстой 1978:46]
Вдруг поразительный крик отчаяния, повторенный несколькими голосами, послышался слева: "Обходят! Обходят!" [Толстой 1978:151]
На вот тебе голые стоны, а танцы-то все повзорвали. [Толстой 1978:153]
Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. [Толстой 1978:74]
В последнем предложении мы видим яркий пример градации, передающий эмоциональное и физическое напряжение (стоны – вздохи – хрипения – крик).
Таким образом, при исследовании лексики, отражающей функционально-семантическое поле слуха, мы выявили особенности идиостиля Л. Толстого, специфику его мировосприятия, особенно ярко это было представлено на примере описания картин военных действий.