В каждой школе учителя русского языка готовят обучающихся к итоговому собеседованию. Это серьезная работа как для учителей, так и учеников. После нескольких лет проведения данного экзамена решила сформулировать практические советы.
На что следует обратить внимание в процессе подготовки и самого собеседования?
Во-первых, учителям следует помнить, что задания КИМ составлены в соответствии со спецификой предмета и в соответствии с ФГОС. Работа проверяет прежде всего коммуникативную компетенцию обучающихся.
Во-вторых, приступая к занятиям по подготовке обучающихся к итоговому собеседованию, учитель обязан внимательно прочитать следующие документы
И даже если в официальных документах сказано, что никаких изменений в КИМе по сравнению с предыдущим годом нет, все равно надо восстановить в памяти особенности работы и подходы к ней. Рассмотрим каждый этап отдельно.
Чтение вслух
Во время выполнения 1-го задания учитываются интонация и темп чтения. Многие ученики думают, что чем быстрее они прочитают текст, тем лучше, – это главная ошибка. На подготовку даются 2 минуты. За это время ученик должен прочитать текст дважды.
Ученики читают "про себя" быстро – и это ошибка. Надо посоветовать им читать медленно, вдумываясь в текст, – успеют (тексты небольшие), зато и вторичное чтение будет более осознанным, и со 2-ым заданием уже справиться будет легче (пересказ прочитанного текста).
Задача учителя – напомнить ученикам основные правила выразительного чтения, изложенные в требованиях к ораторскому мастерству:
Необходимо обратиться с просьбой к коллегам, учителям по другим предметам, чтобы они тоже уделяли больше времени чтению вслух. А вот для тренировки интонации необходимо, как считают специалисты по ораторскому мастерству, читать вслух художественные тексты, лучше отрывки из произведений драматургии.
Пересказать текст, дополнив его высказыванием
На подготовку дается 2 минуты. Что можно за это время сделать?
Мы пришли к выводу, что не надо перечитывать текст (он уже прочитан 2 раза), а надо постараться определить микротемы в каждом абзаце (т.е. подумать, о чем следует сказать).
Тем более, что 1 критерий оценивания требует, чтобы все основные микротемы исходного текста были сохранены.
Необходимо также успеть прочитать цитату и решить, в какую часть пересказа включить. Наш опыт показал, что можно начать с цитаты, чтобы не забыть о ней. Но лучше всего включить цитату в заключительную часть, причем как предложение с прямой речью.
Поэтому без предварительной работы над темой "Способы цитирования" не обойтись.
Монологическое высказывание
Первый критерий требует не просто справиться с коммуникативной задачей, но и привести не менее 10 фраз. На подготовку – 1 минута, на выполнение – не более 3-х минут.
Конечно, есть советы составителей для каждого задания (не забудьте описать, рассказать, ответить на вопросы). Но если посчитать, их всего по 4 в каждом задании, а в монологе должно быть 10 фраз (предложений).
В критериях читаем:
- Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, привел менее 10 фраз по теме высказывания – 0 баллов.
Поэтому в период подготовки к экзамену следует напомнить ученикам особенности каждого типа речи:
Необходимо напомнить о том, что устное сочинение (монологическое высказывание) так же, как и письменное, должно иметь вступление, основную часть и заключение, т.е. состоять из трех частей. Тогда и 10 предложений будет нетрудно найти.
Диалог (беседа) с учителем по теме предыдущего задания
В КИМе ученик читает: Вам будут заданы вопросы по выбранной теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
За что же в этом задании можно получить 0 баллов?
- Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. Большая часть учеников дает именно краткие, односложные ответы.
- А что еще можно было сказать? – спрашивают они после экзамена.
В период подготовки к собеседованию учитель должен напомнить ученикам требования к полному, развернутому ответу на вопрос.
Неполный ответ не несет никакой дополнительной информации, не содержит аргументов.
Полный, развернутый ответ на вопрос – обстоятельный, аргументированный ответ. (по структуре может напоминать рассуждение)
Совет ученикам: внимательно слушайте вопрос учителя и в своем ответе используйте все те слова, которые прозвучат в вопросе. Так ваш ответ станет полным. Приведите пример (примеры). Ваш ответ станет аргументированным.
В процессе подготовки к собеседованию надо несколько раз напомнить ученикам, что на весь ответ дается 15-16 минут, что ведется видеосъемка, что экзаменуемый должен стараться говорить ясно и четко.
Так обучающиеся смогут морально подготовиться к испытаниям, меньше будет психологических травм. Если говорить о грамматических и речевых ошибках выпускников 9–х классов, следует признать факт, что около 40% выпускников используют однотипные синтаксические конструкции, допускают грамматические и речевые ошибки в оформлении высказываний. Поэтому необходима серьезная работа по подготовке к устному собеседованию.
Уважаемые коллеги, во время уроков и консультаций проводите репетиции. Пусть один ученик "сдает экзамен", а все другие выступают в роли экзаменаторов и оценивают ответ своего одноклассника по критериям. Эта работа не только вызывает интерес к предмету, но и "заставляет" учеников серьезнее готовиться к собеседованию.
Организовать работу помогут сборники "Русский язык. Устное собеседование". Типовые варианты. Издательство "Национальное образование".