Рекомендации по подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку

Современная модель проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах была выработана совсем недавно, а, следовательно, является достаточно молодой.

Она находится в стадии апробации. Можно предположить, что в недалеком будущем специалистами, отвечающими за подготовку материалов, будут внесены некоторые изменения в процедуру проведения и оценивания результатов итогового собеседования по русскому языку.

Большинству преподавателей-словесников предстоит спланировать и осуществить подготовку обучающихся к устному экзамену или освоить роль эксперта, а значит, каждый из них должен четко представлять структуру итогового собеседования, понимать цели, которые оно преследует, отлично помнить последовательность и специфику заданий, владеть навыками оценивания результатов проверки знаний и умений обучающихся.

Подробную информацию о технической стороне проведения итогового собеседования, в случае возникновения вопросов, можно получить на сайте Федерального центра тестирования (ФЦТ) и на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Во время проведения итогового собеседования в аудитории присутствуют экзаменующийся, экзаменатор и эксперт. Девятикласснику предлагается 4 задания, оформленные на распечатанных карточках. Ему необходимо продемонстрировать выразительное чтение небольшого текста (до 200 слов), владение навыком пересказа текста с включением приведенного высказывания, умение составлять монологическое высказывание и принимать участие в диалоге.

Максимальное количество баллов за выполнение всей работы равно 20. Участник итогового собеседования получает отметку "зачет" в случае набора за выполнение всей работы 10 и более баллов.

Как было сказано выше, первое задание связано с выразительным чтением. Что же включает в себя это понятие? Принято считать в корне неправильным мнение, что от обучающегося следует требовать актерское чтение текста. Девятиклассник должен владеть навыком правильного чтения вслух с умением верно передавать интонацию вопроса, восклицания, побуждения, с умением интонационного членения предложения, расстановки пауз, логических ударений и т.д.

Тексты для чтения в большинстве случаев относятся к публицистическому стилю и содержат информацию о выдающихся деятелях России. В процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку преподавателям следует обратить внимание обучающихся на особенности текстов, предусмотренных для выполнения первого задания.

Например, затруднения могут вызвать слова, в которых традиционно допускаются орфоэпические ошибки, числительные, требующие знания правил склонения, а также труднопроизносимые слова, которые становятся камнем преткновения для озвучивания текста.

Система оценивания сама подсказывает, что же следует понимать под "выразительностью чтения". Прежде всего это соответствие интонации пунктуационному оформлению текста. Знаки препинания подобно музыкальным нотам ясно указывают, какой должна быть мелодика текста. Они подсказывают, где необходимо сделать паузу, где нужно ускорить или замедлить темп, указывают на уместность интонации вопроса, повествования или побуждения. Работу эксперта облегчает бинарная система оценивания (1 или 0 баллов; справился или не справился).

Второй критерий при оценке выразительности чтения позволяет проанализировать соответствие (или несоответствие) темпа чтения коммуникативной задаче. Склонность отдельных обучающихся к излишнему волнению, торопливости приводит к стремлению тараторить текст, что, безусловно, нельзя считать правильным. Но завышенная степень медлительности в свою очередь приводит к затрудненному произношению слов, складыванию отдельных слов в предложения и также считается неверной.

Средний темп чтения соответствует средне разговорной речи и приблизительно равен 120 сл./мин. Во время подготовки преподаватель должен убедить обучающегося, что страхи , вызванные опасением не успеть прочитать текст за 2 минуты, являются совершенно безосновательными.

Специалисты предусмотрели временной отрезок, в течение которого текст может быть прочитан даже дважды. Большее внимание при подготовке к выполнению первого задания необходимо уделить содержанию и выразительности чтения.

Второе задание итогового собеседования по русскому языку связано с пересказом, который по своей сути является устным аналогом изложения. Следовательно и критерии оценивания результатов пересказа текста сходны с критериями оценивания изложения. При подготовке обучающихся к пересказу следует акцентировать их внимание на следующих вопросах:

  • Сколько микротем содержится в тексте?
  • Все ли микротемы озвучены при пересказе?
  • Соблюдена ли фактологическая точность?
  • Уместно и грамотно ли процитировано предложенное в рамках второго задания высказывание?

В ходе подготовки к собеседованию обучающиеся знакомятся с различными способами цитирования и развивают навык использования конструкций с прямой речью, косвенной речью или вводными словами.

Каковы же критерии оценивания второго задания?

Сохранение при пересказе микротем текста. Смог ли участник собеседования передать содержание всех микротем? Допускались ли упущения либо добавления, отсутствующие в оригинале текста?

Соблюдение фактологической точности. К сожалению, при написании сочинений обучающиеся очень часто допускают фактические ошибки. По этой причине правильное воспроизведение фактологической информации, которая содержится в тексте, оценивается экспертами отдельно.

Работа с высказыванием. Вопрос в том, насколько правильно и логично или неправильно и нелогично экзаменующимся включено высказывание в текст. Нет ли ошибок при использовании способов цитирования?

Третье задание итогового собеседования проверяет навык составления монологического высказывания. Обучающемуся предоставляется выбор темы и вида речи. Опыт проведения итоговых собеседований показывает, что наиболее приглядной для девятиклассников является работа с описанием фотографии.

Однако, не следует забывать, что в ходе составления монологического высказывания учениками, имеющими средний уровень сформированности речи, описание фотографии может превратиться в констатацию разрозненных фактов. Часто ученики в хаотичном порядке озвучивают все, что видят на фото. Например, это может быть и цвет травы, и цвет неба, и цвет одежды, и любые другие факты, не складывающиеся в единую картинку.

Описанию необходимо учить. Необходимо объяснить ученикам в ходе подготовки, что описания школьного двора директором учебного заведения, преподавателем физкультуры, второклассницей, дворником будут отличаться друг от друга. Задача экзаменующегося - окрасить свое описание той темой, которая вынесена во главу этого задания. Она обозначена на карточке участника.

Например, "Праздник", "Увлечение", "Сочувствие" и т.д. Ученик одновременно с выбором типа речи должен задуматься еще и над выбором темы. Насколько близка ему та или иная тема? Можно предположить, что о моде будет интереснее рассуждать девочкам, хотя понятие "мода" относится не только к одежде. Яркие впечатления о походе могут присутствовать у одних обучающихся и совершенно отсутствовать у других.

Во время подготовки к собеседованию преподавателю следует порекомендовать ученикам остановить их выбор на той теме, которая кажется наиболее близкой, понятной, знакомой. И, конечно, для свободного составления грамотного и интересного монологического высказывания необходим некоторый запас знаний по данной тематике, субъективный жизненный опыт, уже имеющийся у каждого участника к моменту проведения итогового собеседования.

Обратим внимание на критерии оценивания монолога.

Выполнение коммуникативной задачи. Соответствует ли тип речи, использованный участником, типу речи, заявленному в задании? Здесь же имеет место быть количественный показатель (не менее 10-ти фраз) и отсутствие фактических ошибок.

Учет условий речевой ситуации. Что это значит? В ходе собеседования в речевой ситуации оказываются участник и экзаменатор. Ученик должен осознавать , что находится в состоянии экзамена. Ему необходимо соблюдать этическую корректность, проявлять уважительность по отношению к своему собеседнику, вести себя подобающим образом, использовать нормативную лексику.

Речевое оформление. Характеризуется ли высказывание смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения? Монологическое высказывание не должно представлять собой набор отдельных фраз. Обязательно должны четко прослеживаться зачин, основная часть, концовка.

Четвертое задание - диалог. Диалог представляет собой "живое" общение. Его тематика в рамках итогового собеседования как правило связана с тематикой предыдущего задания. Обучающиеся должны быть готовы к тому, что им после монологического высказывания экзаменатором будут заданы три основных вопроса, которые требуют полных ответов.

Но экзаменатор собеседник имеет право задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Речь идет об основной задаче экзаменатора - помочь ученику построить диалоговое общение. Дополнительные вопросы экзаменатора в данном случае будут носить характер наводящих и способствующих выходу общения к основным вопросам, ответы на которые в последствии и будут оцениваться экспертом. При подготовке к итоговому собеседованию очень важно настроить учеников на использование развернутых ответов.

При оценивании навыков ведения диалогового общения большое внимание экспертами уделяется именно умению ученика давать полные и развернутые ответы

Этот факт свидетельствует о том, что экзаменующийся справился с коммуникативной задачей или не справился. Недопустимыми считаются ответы: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить".

Учет условий речевой ситуации также, как и при выполнении третьего задания, оценивается экспертом.

Критерии оценивания правильности речи. И монолог, и диалог оцениваются с точки зрения языковых норм. При оценивании правильности речи учитываются

  • грамматические ошибки (ош. нет - 1 балл; ош. есть - 0 баллов);
  • орфоэпические ошибки (не более 2 ош .- 1 балл; 3 и более ош. - 0 баллов);
  • речевые недочеты (не более 3 ош. - 1 балл; 4 и более ош. - 0 баллов);
  • речевое оформление работы: богатство и точность словаря (1 балл только при наличии и разнообразии синтаксических конструкций).

Освоение всех видов чтения (изучающего, просмотрового, ознакомительного и т.д.) предусмотрено ФГОС. Поэтому прежде всего преподаватели, а потом и обучающиеся должны четко представлять из каких элементов состоит выразительное чтение:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится. (Ведь на самом деле очень трудно читать текст, если его не понимаешь)
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих слушателей. (Пафос текста задан изначально. В каждом из них говорится о великих сынах России. Поэтому необходимо убедить слушателей в значимости их деятельности)
  4. Обращайте внимание на знаки препинания, они указывают на места логических пауз и их длительность.
  5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение. (Во время работы с карточкой можно подчеркнуть эти слова, использовать систему стрелок, отметить интонационное движение вверх/вниз, вертикальными линиями наметить паузы)
  6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать верную интонацию.
  7. Прочитайте текст шепотом, а затем вслух. (Не стоит кого-то бояться или стесняться. Это ВАШ экзамен. И вы имеете право на подобные действия)
  8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Осмыслив все пункты алгоритма, можно сделать вывод о том, что для обучающихся одним из самых важных и нужных навыков при подготовке к выразительному чтению является навык работы с карточкой. Он необходим для быстрой и эффективной разметки текста, подготовки текста к процессу выразительного чтения. Предварительная работа с карточкой способствует осуществлению первичного запоминания текста, являющегося залогом успешного пересказа.

Итак, выполнение первого задания уже позади. Самое время начать подготовку к пересказу. После выделения в тексте главной и второстепенной информации, составления примерного плана (план пересказа можно представить только мысленно, на его запись, скорее всего, времени не хватит), определения места включения предложенного высказывания необходимо продумать способ включения высказывания. С этой целью можно использовать одну из упомянутых выше конструкций.

Способы включения высказывания в текст

Предложения с прямой речью.
Лев Николаевич Толстой сказал: "Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя." [2]

Предложения с косвенной речью.
Лев Николаевич Толстой утверждал, что каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Предложения с вводными конструкциями.
По словам Льва Николаевича Толстого, каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Подготовку к составлению монолога во время собеседования каждый участник должен начать с определения приоритетной (для себя лично) темы. Он должен решить, с каким типом речи ему легче справиться.

Монолог. Описание

1. Определите тему монологического высказывания: каникулы, увлечение, зимние виды спорта, активный отдых и др. (Эта тема указана в карточке. Держите ее в центре своего внимания)

2. Рассмотрите фотографию очень внимательно. Все централизованно подготовленные экзаменационные материалы для итогового собеседования по русскому языку содержат цветной иллюстративный материал. Но, принимая во внимание тот факт, что карточки для участников собеседования будут распечатаны на местах, можно предположить, что обучающимся будут предложены карточки с черно-белыми изображениями. Данное обстоятельство повлечет за собой снижение информативности иллюстрации.

Как правило, на фотографии запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы: кто изображен на фотографии? чем он занят? о чем, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает? Обязательно связывайте свои ответы с темой описания.
3. Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.

4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Монолог. Повествование

1. Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.)

2. Рекомендуется выбирать то яркое событие из своего жизненного опыта, о котором хотелось бы рассказать. Постарайтесь ответить на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось, начиналось? Восстановите последовательность развития событий. (Рассказать о событии вам помогут наречия: сначала, после, затем, в итоге и др.)

Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем все закончилось. Сформулируйте вывод. (Можно ответить на вопросы: что вы узнали после данной поездки? чем обогатились? какие новые знания приобрели? что стало частью вашего опыта после этого события?)

3. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты плана в свой ответ.

4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Монолог. Рассуждение

1. Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить. (Он сформулирован в карточке участника собеседования).

2. Вспомните, как строится текст - рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчиненные предложения, позволяющие выражать значения причины, цели, следствия и др.

Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)

3. Постройте рассуждение , пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.

4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз. 

Подготовка к диалогу

1. Внимательно выслушайте вопрос.

2. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.

3. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п. (Каждый вопрос экзаменатора требует развернутого ответа. Недопустим также и такой вариант: Вы общаетесь в социальных сетях? Да, я общаюсь в социальных сетях)

4. Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, следствия. ("Да, я общаюсь в социальных сетях, потому что сейчас очень трудно представить современного человека, который не состоит в той или иной сети. Подобное общение помогает каждому из нас найти единомышленников по духу или интересам, связаться друг с другом, даже если мы находимся в разных точках земного шара и т.д.)

5. Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п.

6. Особое внимание обратите на вопросы, требующие развернутого ответа (Что Вы посоветуете...?).

7. При развернутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.

8. Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определенном порядке, соответствующем логике рассуждения.

9. Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.

10. Избегайте длительных пауз.

11. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов.

Размер:
29.47 Kb
Скачали:
19

Метки к статье: обмен опытом, русский язык