Использование эффективных игровых приемов обучения на уроках окружающего мира по темам "Вода. Свойства воды. Воздух. Свойства воздуха"

Актуальность

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, проблема привлечения и поддержки внимания на уроках по изучению окружающего мира, организация активной и интересной мыслительной деятельности стоит достаточно остро.

Цель игровых приемов: пробудить интерес к познанию.

Использование игровых приемов в начальной школе позволяет: проводить уроки в нетрадиционной форме, раскрывать креативные способности учащихся, дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций обучающихся, развивать коммуникативные навыки учащихся, обеспечивать свободный обмен мнениями, облегчать решение учебной задачи, вовлекать всех учащихся в учебный процесс.

Конкурс "Что лишнее?"

Ученики получают карточки, на которых перечислены свойства воды и воздуха и необходимо выделить лишнее и подчеркнуть, а так же суметь доказать свой выбор.

В теплом помещении лед нагревается, тает, холодный, скользкий, лед тонет, бесцветен, невидим.

Водяной пар –прозрачный, бесцветный, с запахом, невидим.

При охлаждении вода расширяется, а при нагревании – сжимается, прозрачная, разноцветная жидкость.

Воздух нельзя сжать, обладает упругостью, занимает не все пространство, можно взвесить.

Конкурс "Путаница"

Твердое состояние

невидимый газ

не тонет

Жидкое состояние

обладает упругостью

хрупкая

Газообразное состояние

текуча

принимает форму сосуда

Мозговая атака

Класс делится на 2 команды, учитель задает вопросы, ученики должны быстро ответить и объяснить.

  • Почему лед во время ледохода плывет по поверхности воды, а не тонет в ней? (Лед легче воды)
  • Может ли быть температура льда и снега выше 0С? (Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние)
  • Можно ли вскипятить снег? (Нет, так как – снег этот вода в твердом состоянии, вода кипит только в жидком)
  • Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0С вода в газообразном состоянии? (Да, снег и лед испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние)
  • В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? (Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)
  • День и ночь вода из ручьев течет в реки, реки несут ее в моря. Почему моря не переполняются водой? (Потому, что вода постоянно испаряется с поверхности водоемов в воздух)
  • Почему необходимо бережно использовать пресную воду? (Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растет)
  • Что надо делать, чтобы вода в реках была чистой? (Сточные воды от заводов, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод)
  • Какие свойства воздуха можно доказать с помощью велосипедного насоса? (Воздух сжимается, сжатый воздух упругий)
  • Газ, входящий в состав воздуха и поддерживающий горение. (Кислород)
  • Почему летней ночью воздух над поверхностью водоема теплее, чем вдали от него? (Вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает тепло воздуху. Поэтому вечером вода теплая, а песок холодный)

Прием "тонких" и "толстых" вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Назовите из каких веществ и газов состоит воздух. (Азот, кислород, углекислый газ, примеси)

В каком состоянии вода способна сохранять свою форму? (В твердом)

 

Можно ли сказать, что туман, роса, иней состоят из одного и того же вещества? Если да, то из какого? (Да, из воды)

В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? Объясните почему.

(Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр)

Почему бутылка с водой на морозе лопается?

(при замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку)

Прием "Доскажи словечко"

  • При горении расходуется газ… (Кислород)
  • Вода переходит из жидкого состояния в твердое при температуре … (0С)
  • Осадки в твердом виде - это… (снег, иней, изморозь)
  • Растворимые вещества – это… (соль, сахар)

Прием "Кластер"

Прием "Кластер"Прием "Кластер"

Прием "Оцени ситуацию"

- Как вы поступили бы?

На берегу в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить все это в реку. Другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?

(Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в мусорные контейнеры. Оставлять на берегу реки все этот нельзя, чтобы не загрязнять водоем)

Письмо-обращение к жителям "Природа просит о помощи"

Ученики получают письмо, один из них зачитывает его.

Дорогие мои сверстники!
Хочу обратиться к Вам с серьезной просьбой! Наша планета страдает от плохого отношения людей к водным богатствам! Наши реки, моря, озера, заливы, океаны погибают от вмешательств человека! Многие водные обитатели уже не только занесены в Красную книгу, но и исчезли!

Мы должны остановить этот процесс! Давайте вместе сохраним наши водные богатства: перестанем загрязнять их, использовать не по назначению! Потому, что вода - это жизнь! Без воды нет жизни на планете!

Синквейн

Составление синквейна:

Лед
Твердый, холодный
Замерзает, скользкий, холодит.
Не может согреть руки
Зима

Прием "Вставь пропущенное слово"

Вставь слово и определи растворимое или нерастворимое вещество:

  • В пустой стакан вставили воронку с фильтром и пропустили через нее воду с ...
    Это вещество на фильтре не осталось. Попробовали воду на вкус, вода оказалась соленой.
  • В пустой стакан вставили воронку с фильтром и пропустили через нее воду с ...
    Крупные частицы этого вещества остались на фильтре. Вода оказалась мутной, красновато–коричневого цвета.

Прием "Определи по описанию"

- Назови вещество, о котором говорится

  1. Человек добывает ее в морской воде. Затем такую воду наливают в бассейн, через некоторое время вода исчезает, а вещество остается.
  2. Родниковая вода прошла через это вещество и стала прозрачная.
  3. Это вещество опустили в стакан с водой, перемешали, через некоторое время, эта вещества в воде не стала, а вода приобрела розовый цвет.

Прием "Переноса информации материала учебника в таблицу"

- Используя данные текста, заполни таблицу (учебник стр. 65-66) тема "Термометр".

Главная часть термометра

 

Чем наполнена стеклянная трубочка

 

Пластинка с делениями, это..

 

Её изобрел шведский ученый

 

Часть шкалы Цельсий назвал

 

Температура замерзающей воды

 

Температура кипения воды

 

Отчет градусов тепла ведут от ноля

 

Отчет градусов холода ведут от ноля

 

Число градусов тепла записывают со знаком

 

Число градусов холода записывают со знаком

 

 

Название облаков

Их характеристики

слоистые

 

дождевые

 

кучевые

 

перистые

 

Прием "Сборщики"

Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме урока.

Прием "С мира по нитке"

Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала.

Учащимся предлагается написать по 2-3 предложения по теме урока, затем, объединившись в пары, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.

Прием "Выбери верные и неверные высказывания"

  • Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Лед тонет в воде.
  • Переход воды из жидкого состояния в водяной пар называется испарением.
  • В холодном воздухе невидимые частицы пара нагреваются.
  • В солнечную погоду белье на веревке быстрее высыхает.
  • В летнее время лес испаряет воды в несколько раз меньше, чем озеро такой же площади.

Прием "Заполни схему на основе текста"

Заполни схему на основе текстаЗаполни схему на основе текста

Прием "Установи соответствия"

При дыхании расходуется

азот, кислород, углекислый газ

Выдыхаем

кислород

В состав воздуха входит

углекислый газ

Прием "Восстановление текста по опорным словам"

Нагреваем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук. Через некоторое время из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому что при нагревании воздух…, а при охлаждении… Накроем колбу салфеткой, смоченной в холодной воде, вода из стакана по трубке идет …

При охлаждении воздух идет… Если взвесить на весах две стеклянные колбы, одну из них подогреть на пламени спиртовки. Эта колба поднимется… Это говорит о том, что … воздух легче …

Опорные слова: теплый, холодный, вверх, вниз, расширяется, сжимается.

Творческие задания

  1. Нарисуй схему круговорота воды в природе
  2. Нарисуй на тему "Берегите воду"
  3. Написать письмо, призывающее бережно относиться к водным ресурсам

Решение проблемной ситуации

  1. Почему на первом рисунке свеча не гаснет, а на втором уже погасла?
  2. Почему если налить в бутылочку воды по горлышко и плотно закрыть крышкой, затем убрать ее в морозильник, то бутылочка раздуется или даже может лопнуть.

Горящая свечаГорящая свеча

Логические задания

Почему предметы определили в одну группу?

Почему предметы определили в одну группу?Почему предметы определили в одну группу?

Умение извлекать информацию по рисунку

- Подпиши стрелками, в какой колбе теплый воздух, а где холодный.

В какой колбе теплый воздух, а где холодный?

Определи, о каком свойстве воды говорит опыт, представленный на рисунке.

О каком свойстве воды говорит опыт?О каком свойстве воды говорит опыт?

О каком свойстве веществ говорит опыт?

ОпытОпыт

Моделирование

МоделированиеМоделирование

Источники загрязнения воды.

Источники загрязнения водыИсточники загрязнения воды

Вывод

Для того, чтобы урок был успешным, нужно:

  1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
  2. Создавать благоприятный психологический климат на уроке.
  3. Учитель должен иметь способность удивлять детей.
  4. Умело использовать индивидуальный подход.
  5. Уметь организовать оценивание учащимися своей познавательной деятельности на уроке.
Размер:
226.74 Kb
Скачали:
14