Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, проблема привлечения и поддержки внимания на уроках по изучению окружающего мира, организация активной и интересной мыслительной деятельности стоит достаточно остро.
Цель игровых приемов: пробудить интерес к познанию.
Использование игровых приемов в начальной школе позволяет: проводить уроки в нетрадиционной форме, раскрывать креативные способности учащихся, дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций обучающихся, развивать коммуникативные навыки учащихся, обеспечивать свободный обмен мнениями, облегчать решение учебной задачи, вовлекать всех учащихся в учебный процесс.
Ученики получают карточки, на которых перечислены свойства воды и воздуха и необходимо выделить лишнее и подчеркнуть, а так же суметь доказать свой выбор.
В теплом помещении лед нагревается, тает, холодный, скользкий, лед тонет, бесцветен, невидим. |
Водяной пар –прозрачный, бесцветный, с запахом, невидим. |
При охлаждении вода расширяется, а при нагревании – сжимается, прозрачная, разноцветная жидкость. |
Воздух нельзя сжать, обладает упругостью, занимает не все пространство, можно взвесить. |
Твердое состояние |
невидимый газ |
не тонет |
Жидкое состояние |
обладает упругостью |
хрупкая |
Газообразное состояние |
текуча |
принимает форму сосуда |
Класс делится на 2 команды, учитель задает вопросы, ученики должны быстро ответить и объяснить.
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Назовите из каких веществ и газов состоит воздух. (Азот, кислород, углекислый газ, примеси) В каком состоянии вода способна сохранять свою форму? (В твердом)
|
Можно ли сказать, что туман, роса, иней состоят из одного и того же вещества? Если да, то из какого? (Да, из воды) В стакан с водой всыпали ложку сахара и чайную ложку соды. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? Объясните почему. (Нет, и сахар, и сода растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр) Почему бутылка с водой на морозе лопается? (при замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде, и разрывает бутылку) |
- Как вы поступили бы?
На берегу в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить все это в реку. Другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы?
(Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в мусорные контейнеры. Оставлять на берегу реки все этот нельзя, чтобы не загрязнять водоем)
Письмо-обращение к жителям "Природа просит о помощи"
Ученики получают письмо, один из них зачитывает его.
Дорогие мои сверстники!
Хочу обратиться к Вам с серьезной просьбой! Наша планета страдает от плохого отношения людей к водным богатствам! Наши реки, моря, озера, заливы, океаны погибают от вмешательств человека! Многие водные обитатели уже не только занесены в Красную книгу, но и исчезли!
Мы должны остановить этот процесс! Давайте вместе сохраним наши водные богатства: перестанем загрязнять их, использовать не по назначению! Потому, что вода - это жизнь! Без воды нет жизни на планете!
Лед
Твердый, холодный
Замерзает, скользкий, холодит.
Не может согреть руки
Зима
Вставь слово и определи растворимое или нерастворимое вещество:
- Назови вещество, о котором говорится
- Используя данные текста, заполни таблицу (учебник стр. 65-66) тема "Термометр".
Главная часть термометра |
|
Чем наполнена стеклянная трубочка |
|
Пластинка с делениями, это.. |
|
Её изобрел шведский ученый |
|
Часть шкалы Цельсий назвал |
|
Температура замерзающей воды |
|
Температура кипения воды |
|
Отчет градусов тепла ведут от ноля |
|
Отчет градусов холода ведут от ноля |
|
Число градусов тепла записывают со знаком |
|
Число градусов холода записывают со знаком |
|
Название облаков |
Их характеристики |
слоистые |
|
дождевые |
|
кучевые |
|
перистые |
|
Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме урока.
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала.
Учащимся предлагается написать по 2-3 предложения по теме урока, затем, объединившись в пары, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
При дыхании расходуется |
азот, кислород, углекислый газ |
Выдыхаем |
кислород |
В состав воздуха входит |
углекислый газ |
Нагреваем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук. Через некоторое время из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому что при нагревании воздух…, а при охлаждении… Накроем колбу салфеткой, смоченной в холодной воде, вода из стакана по трубке идет …
При охлаждении воздух идет… Если взвесить на весах две стеклянные колбы, одну из них подогреть на пламени спиртовки. Эта колба поднимется… Это говорит о том, что … воздух легче …
Опорные слова: теплый, холодный, вверх, вниз, расширяется, сжимается.
Почему предметы определили в одну группу?
Умение извлекать информацию по рисунку
- Подпиши стрелками, в какой колбе теплый воздух, а где холодный.
Определи, о каком свойстве воды говорит опыт, представленный на рисунке.
О каком свойстве веществ говорит опыт?
Источники загрязнения воды.
Для того, чтобы урок был успешным, нужно: