Счет в уме - один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Для успешного обучения ученик должен быстро и правильно называть результат любого арифметического действия на уроке математики.
Услышать фразу "Мой ребенок отлично считает в уме" уже практически невозможно. У каждого ребенка есть умные часы, планшет, телефон, калькулятор и др. Навык счета в уме кажется бесполезным в современном мире. Но так ли это?
Зачем обучать ребенка счету в уме?
Польза счета в уме заключается в следующем:
- Способствует формированию аналитического и логического склада ума, что экономит время и дает возможность предотвратить развитие таких заболеваний как слабоумие, болезнь Альцгеймера и др.
- Практическое применение при решении повседневных задач. Легкая ориентировка в магазине при покупке товаров, определении размера скидки или подсчете времени на дорогу.
- Развитие рационального мышления, умения принять правильное решение в сложных ситуациях, просчитать последствия и найти возможные варианты решения поставленных задач. Быстрая обработка информации и принятие решения.
- Развитие интеллектуальных способностей положительно влияет на самооценку и карьерный рост, растет уверенность в себе.
- Развитые математические способности являются базовым навыком, необходимым для решения более сложных математических задач, также они тесно связаны с речью и творчеством.
Когда начинать считать в уме?
Обучение счету в уме следует начинать с дошкольного возраста 5-7 лет, некоторые специалисты называют возраст в 3 года. Для этого необходимо убедиться, что ребенок свободно считает до 10 и в обратном порядке, иначе упражнения будут даваться тяжело.
Проблема заключается в том, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а математические операции основываются на запоминании и плохо воспринимаются без подкрепления наглядностью, то есть требуется абстрактное мышление, которое только начинает формироваться.
Поэтому с ребенком дошкольного возраста, следует выполнять ряд действий:
- применять счетные палочки, картинки и даже пальцы необходимые для обучения математике;
- включать ежедневные упражнения, связанные с показом цифр;
- указывать на графическое сходство объектов и цифр (На что похожа цифра? Сколько ног у паука?);
- рассматривать окружающие объекты, содержащие цифры (вывески, номера, ценники);
- использовать цифры в разговорной речи для лучшего запоминания и усвоения ребенком.
В начальной школе при обучении навыкам устного счета, как правило, педагоги основываются на:
1. знании состава числа;
Состав числа
2. заучивании таблиц сложения/вычитания в пределах 20 и таблицы умножения/деления, использовании математических раскрасок
приемах выполнения арифметических действий:
- перестановка слагаемых (например, 3+7=10 и 7+3=10)
- присчитывание частями (например, 18 + 16 = 18 + 2 + 14)
- округление чисел при устном счете (например, 53 – 14 = 53 – 3 – 10 - 1).
Таблица сложения
Конечно, существует ряд методик и программ, направленных на обучение детей устному счету:
- Методика российского инженера Полякова. Суть состоит в том, что первоначально дети учатся считать до десяти. Для этого необходимо запомнить результаты каждого из вариантов на минус и плюс.
- Программа Марии Монтессори. При обучении используются качественные материалы и картинки, которые предгаются детям в игровой форме.
- Ментальная арифметика популярна в современном мире. Занятия разрешено начинать с дошкольного возраста. Для обучения используется абакус - счеты, математические действия производятся с помощью костяшек.
- Игровой метод для дошкольного возраста. (игра в магазин, лепка из пластилина, рисуем цифру на спине, пропажа цифры)
Для всех методик обучения свойственны три основных момента:
- ежедневные тренировки, регулярная практика, переход от простого к сложному;
- алгоритм обучения, приемы и законы простого счета;
- способности ребенка, одаренность и предрасположенность к логическому мышлению.
Чтобы научиться быстро считать в уме необходимо много тренироваться, в процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и может учиться по-разному.
Admin