Счет в уме. Зачем учить ребенка считать в уме?

Счет в уме - один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Для успешного обучения ученик должен быстро и правильно называть результат любого арифметического действия на уроке математики.

Услышать фразу "Мой ребенок отлично считает в уме" уже практически невозможно. У каждого ребенка есть умные часы, планшет, телефон, калькулятор и др. Навык счета в уме кажется бесполезным в современном мире. Но так ли это?

Зачем обучать ребенка счету в уме?

Польза счета в уме заключается в следующем:

  1. Способствует формированию аналитического и логического склада ума, что экономит время и дает возможность предотвратить развитие таких заболеваний как слабоумие, болезнь Альцгеймера и др.
  2. Практическое применение при решении повседневных задач. Легкая ориентировка в магазине при покупке товаров, определении размера скидки или подсчете времени на дорогу.
  3. Развитие рационального мышления, умения принять правильное решение в сложных ситуациях, просчитать последствия и найти возможные варианты решения поставленных задач. Быстрая обработка информации и принятие решения.
  4. Развитие интеллектуальных способностей положительно влияет на самооценку и карьерный рост, растет уверенность в себе.
  5. Развитые математические способности являются базовым навыком, необходимым для решения более сложных математических задач, также они тесно связаны с речью и творчеством.

Когда начинать считать в уме?

Обучение счету в уме следует начинать с дошкольного возраста 5-7 лет, некоторые специалисты называют возраст в 3 года. Для этого необходимо убедиться, что ребенок свободно считает до 10 и в обратном порядке, иначе упражнения будут даваться тяжело.

Проблема заключается в том, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а математические операции основываются на запоминании и плохо воспринимаются без подкрепления наглядностью, то есть требуется абстрактное мышление, которое только начинает формироваться.

Поэтому с ребенком дошкольного возраста, следует выполнять ряд действий:

  • применять счетные палочки, картинки и даже пальцы необходимые для обучения математике;
  • включать ежедневные упражнения, связанные с показом цифр;
  • указывать на графическое сходство объектов и цифр (На что похожа цифра? Сколько ног у паука?);
  • рассматривать окружающие объекты, содержащие цифры (вывески, номера, ценники);
  • использовать цифры в разговорной речи для лучшего запоминания и усвоения ребенком.

В начальной школе при обучении навыкам устного счета, как правило, педагоги основываются на:

1. знании состава числа;

Состав числаСостав числа

2. заучивании таблиц сложения/вычитания в пределах 20 и таблицы умножения/деления, использовании математических раскрасок

приемах выполнения арифметических действий:

  • перестановка слагаемых (например, 3+7=10 и 7+3=10)
  • присчитывание частями (например, 18 + 16 = 18 + 2 + 14)
  • округление чисел при устном счете (например, 53 – 14 = 53 – 3 – 10 - 1).

Таблица сложенияТаблица сложения

Конечно, существует ряд методик и программ, направленных на обучение детей устному счету:

  • Методика российского инженера Полякова. Суть состоит в том, что первоначально дети учатся считать до десяти. Для этого необходимо запомнить результаты каждого из вариантов на минус и плюс.
  • Программа Марии Монтессори. При обучении используются качественные материалы и картинки, которые предгаются детям в игровой форме.
  • Ментальная арифметика популярна в современном мире. Занятия разрешено начинать с дошкольного возраста. Для обучения используется абакус - счеты, математические действия производятся с помощью костяшек.
  • Игровой метод для дошкольного возраста. (игра в магазин, лепка из пластилина, рисуем цифру на спине, пропажа цифры)

Для всех методик обучения свойственны три основных момента:

  • ежедневные тренировки, регулярная практика, переход от простого к сложному;
  • алгоритм обучения, приемы и законы простого счета;
  • способности ребенка, одаренность и предрасположенность к логическому мышлению.

Чтобы научиться быстро считать в уме необходимо много тренироваться, в процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и может учиться по-разному.

Метки к статье: математика