Во все времена формирование вычислительных навыков играло важную роль в начальной школе и до сих пор является одной из основных задач начального курса обучения математике.
Прочность и автоматизм достигается в процессе упражнений.
Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры. Увлекшись игрой, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию.
Мы считаем, что формирование вычислительных навыков у младших школьников будет эффективным при использование дифференцированных математических игр.
Игровые задания должны разрабатываться с учетом уровня сформированности вычислительных навыков: слабые, сильные. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя, показать свои способности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку и испытать чувство удовлетворенности, успеха.
Нами были разработаны дифференцированные математические игры, для каждой математической игры были придуманы следующие уровни:
Рассмотрим примеры игр с выделенными уровнями.
Игра "Математические эстафеты"
Цель: формирование вычислительных навыков младших школьников.
Инструкция: для каждого ряда создается листок с выражениями, количество выражений равно количеству учеников на каждом ряду. Дети по команде находят значение выражений и передают следующему ученику. Победит тот ряд, который справится безошибочно.
В данной игре не дети выбирают уровень задания, а учитель. Для каждого ученика есть возможность написать индивидуальное выражение, в соответствии с возможностями детей. Приведем примеры выражений для каждого уровня математической игры:
Игра "Нарисуй"
Цель: формирование вычислительных навыков младших школьников.
Инструкция: каждому ребенку выдается карточка, в которой они должны найти значение выражений и соединить точки, с соответствующими ответами. Если ребенок нашел верно все значения, то у него подучится рисунок. В данной игре детям самим предлагается выбрать уровень сложности.
Рассмотрим примеры данных карточек для всех уровней:
Данные дифференцированные игры учитель может использовать, как на этапе актуализации знаний учащихся, так и на этапе закрепления.