Развитие двигательных способностей младших школьников на уроках физической культуры

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников.

Многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений и недостаточное развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Младший школьный возраст отличается не только высокой степенью обучаемости, но и является наиболее благоприятным для совершенствования многих двигательных способностей. Среди ведущих двигательных способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте это - координационные способности, скоростные способности, скоростно-силовые способности, гибкость.

В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о развитии силы и выносливости.

При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой.

Для совершенствования координационных способностей одним из непременных условий является наличие элементов новизны и непрерывное овладение новыми движениями, чем будет обеспечена высокая степень способности к обучению

Для этого на уроках физической культуры применяются игры, включающие внезапные действия в меняющихся игровых ситуациях, усложняющиеся задания, требующие координированности движений, общеподготовительные упражнений и игры с различными предметами: мячи, палки, скакалки, обручи, ленты, флажки, кегли и т. п.

При работе с младшими школьниками необходимо уделять самое пристальное внимание совершенствованию быстроты сложной двигательной реакции, которая находится на очень низком уровне, но в их организме имеются все предпосылки для ее успешного развития. Предпочтение необходимо отдавать сенсорному, соревновательному, игровому методам, а также повторному выполнению заданий с акцентом на скорость выполнения. Для совершенствования скоростно-силовых способностей младших школьников необходимо использовать прыжки через скакалку на одной, двух ногах, игровые задания по сигнал, ускорения в играх.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимости от физической подготовленности школьников количество упражнений в серии дифференцируются. Для развития гибкости используются игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Упражнения на развитие гибкости при работе с младшими школьниками нужно включать постоянно и в большом объеме после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.

При развитии двигательных способностей большое значение надо уделять правильному дыханию, правильному и точному выполнению общеразвивающих упражнений, умению рационально напрягать и расслаблять мышцы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!