Методика и организация домашнего задания по физической культуре

Благополучие общества – это здоровые дети. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества, в том числе, на уроках физической культуры.

Здоровье наших школьников на сегодняшний день, к сожалению, находится не на должном уровне.

Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни, уровень учебных нагрузок не соответствуют функциональным возможностям организма ребенка в период его интенсивного роста и развития. Это несоответствие влечет за собой отклонения в состоянии здоровья, увеличение числа детей с нервно–психическими и соматическими заболеваниями.

Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Он направлен на охрану здоровья, формирование у детей фундамента здоровья, интереса и положительного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой.

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания.

На своих уроках для самостоятельных домашних занятий рекомендуем детям посильные безопасные упражнения в домашних условиях. Как форма домашнего задания приветствуется самостоятельная двигательная деятельность детей, например: комплексы утренней гимнастики, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища, различные строевые упражнения, прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой, упражнения для формирования осанки, катание на велосипеде, подвижные, игры с друзьями.

Домашние задания по физкультуре состоят из упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, упражнения, выполняемые систематически, и одноразовые задания, подводящие упражнения

Это могут быть развивающие упражнения, упражнения для формирования прочных навыков ходьбы и бега. Одной из форм самостоятельных занятий дома является утренняя зарядка, которая помогает быстрому переходу организма от состояния сна к активной жизнедеятельности, дает человеку бодрость, хорошее настроение. Самостоятельные занятия помогают учащимся овладеть программным материалом. На уроках, при большой наполняемости классов, учителю порой трудно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход.

Система занятий после школы открывает перед педагогом большие резервы для плодотворной работы в этом направлении, так как именно через них урок должен быть логично взаимосвязан со всеми остальными формами организационных и самостоятельных занятий детей физическими упражнениями в школе и дома. В этом есть комплексный подход, без реализации которого даже при образцовых уроках нельзя в полной мере решить многогранные задачи физического воспитания школьников.

Без помощи самостоятельных занятий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят.

Какие же задания рекомендуется выполнять учащимся?

Для учащихся 4-6, 7-8 классов в качестве заданий используют комплекс общеразвивающих и специальных упражнений (ОРУ) для развития силы мышц ног, рук, живота, спины, развития гибкости, ловкости, выносливости, прыгучести.

При подборе средств для 9-11 классов важно учесть изменения с возрастом уровня физической подготовленности ребят, причем не всегда в сторону улучшения, больше внимания уделять дифференцированному (особенно по полу) и индивидуальному подходу.

Для девушек акцент следует делать на упражнениях, способствующих поддержанию правильной красивой осанки и стройности фигуры в целом – упражнения для мышц туловища, танцевальные движения.

Задания для юношей должны представлять собой комплекс упражнений для развития силы, выносливости, скоростно-силовых качеств. А также подготовительные и подводящие упражнения с целью подготовки освоения какой-либо части учебной программы.

пражнения, предназначенные для выполнения в домашних условиях, должны быть знакомы школьникам. Учащихся надо учить контролировать правильность выполнения заданий. От сложности заданий зависят сроки, на которые они рассчитаны. Так упражнения, направленные на развития физических качеств, задаются для ежедневного повторения, а также на более длительное время, чем упражнения, призванные подготовить учащихся к освоению какого-либо двигательного действия или закрепить разученное на уроке.

Почти в каждом классе есть дети, освобожденные от физической нагрузки по причине заболевания. С этими детьми также важно проводить работу, направленную на формирование интереса к самостоятельным занятиям физической культурой. Для них мы предлагаем карточки с описанием подвижных игр, карточки с видами спорта, которые они изучают на уроке и с содержанием которых знакомят весь класс. Также освобожденные учащиеся составляют кроссворды, подбирают загадки и ребусы о видах спорта, истории развития олимпийского движения.

Очень важно начинать работу по внедрению домашних заданий с проведения бесед с родителями, классными руководителями о значении и необходимости регулярных занятий физическими упражнениями. Родителям сообщается о форме и контроле за выполнением учениками заданий, в частности о росписи в дневнике, где зафиксированы задания и оценки за их выполнение. Чтобы домашние задания были результативными, необходимо выполнять их систематически.

Обязательное условие: все упражнения, которые даются для домашних заданий, должны быть проверены на уроках. Контроль над выполнением домашних заданий проводится текущим, фронтальным способом. Он может состоять в проверке правильности выполнения упражнений, мониторинге физического развития, также в выполнении техники определенного упражнения. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощрять хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.

Собственный опыт работы позволяет утверждать, что домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, прививают интерес к предмету "физическая культура", способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности и ответственности.

Размер:
14.45 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: обмен опытом, физкультура, ОРУ