Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует:
В связи с чем, цель моей работы, как учителя-логопеда - создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в речевом развитии детей с интеллектуальными нарушениями, в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Внедрение ФГОСа предполагает изменение подхода к учебному процессу, внесение новизны, поиск новых современных форм, методов и приемов логопедической работы. В связи с чем, мной было изучено и адаптировано множество современных форм, методов и приемов работы в логопедической практике.
Одной из таких новых (для меня) форм работы является - биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Но, к сожалению, ежедневные классические занятия артикуляционной гимнастикой, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений.
Поэтому решено было проводить артикуляционную гимнастику с использованием биоэнергопластики. Работа в данном направлении велась по трем этапам, включающим различные системы упражнений.
На данном этапе проводилось обследование особенностей состояния общей моторики, звукопроизношения, движений органов артикуляции и мелкой моторики общепринятыми в логопедии методами и приемами. В результате проведения диагностики у большинства детей отмечалось: нарушение пальцевой моторики, дискоординация движений органов артикуляции, нарушение кинестетических ощущений положения языка, губ (многим было недоступно выполнение артикуляционных проб) - ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался ритм, темп, плавность, появлялись синкинезии.
Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движения пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей.
Во время диагностики дети также показали ряд неврологических особенностей. Они были неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Справиться с этими проблемами помог комплекс игр и упражнений биоэнергопластики. А как же это происходило?
Для каждого учащегося я подобрала комплекс артикуляционных упражнений, в соответствии с речевым нарушением. Затем разработала систему кинетических упражнений на каждое артикуляционное упражнение. Все элементы бионергопластики старалась сделать простыми и доступными для понимания и выполнения детьми.
На данном этапе дети знакомились с органами артикуляционного аппарата, основными артикуляционными упражнениями. Мы проводили гимнастику по традиционной методике, я демонстрировала упражнение, сопровождая показ рукой. Рука ребенка пока находилась в пассивном состоянии, в упражнения не вовлекалась.
1. Формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки.
На этом этапе артикуляционная гимнастика выполнялась на основе формирования кинестетических ощущений органов артикуляции и ведущей руки ребенка. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения. При выполнении упражнений мы постоянно использовали счет от 1 до 5-6, короткие стихотворные строки, ритмические песенки.
2. Формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и не ведущей руки.
Артикуляционные упражнения проводились с использованием руки ребенка, которая не является ведущей. Так как дети на предыдущем этапе полностью освоили движения ведущей рукой, это значительно сократило период освоения движений другой рукой.
3. Формирование сопряженных кинестетических ощущений органов артикуляции и обеих рук.
Постепенно, в артикуляционные упражнения включалась и вторая рука ребенка. На данном этапе отрабатывалась синхронность движений обеих рук и органов артикуляции. Целью данного этапа являлось совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, пальцевой моторики, координации движений, внимания. Здесь возможен переход выполнения упражнений без опоры на зеркало.
Конечно, учитывая специфику и индивидуальные особенности наших детей (нарушение интеллекта), работа шла в замедленном темпе. Не сразу у ребят все получалось, на начальных этапах занятий работала либо только рука, либо только органы артикуляции. Но останавливаться было нельзя, поскольку я видела, что данные упражнения нравятся детям и они хотят их освоить. Работать просто руками было бы скучно, поэтому мы изготовили перчатки – болтушки (Вупсень и Пупсень).
Приклеили им глазки, ротик, добавили атрибуты, и вот это уже совсем другое дело, играть с ними стало намного интереснее. Дети были так увлечены игрой, потому и не замечали, что они занимаются и выполняют нужные задания. Постепенно, в ходе ежедневных занятий практически все учащиеся освоили весь комплекс упражнений. Теперь, дети без моей помощи, опираясь только на предъявляемую карточку артикуляционного упражнения, могли выполнить нужное задание.
Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики позволило добиться:
В целом, биоэнергопластика способствовала: постоянному поддержанию интереса учащихся, повышению мотивационной готовности детей к занятиям, формированию положительного эмоционального настроя школьников.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики плавно переходит в постановку звуков, порядок которой зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
Все эти упражнения являлись отличным дополнением к занятиям и вызывали у ребят неподдельный интерес и желание выполнять задания.