Статья "Комплекс упражнений как средство формирования графо-моторных навыков письма у младших школьников"

Письменная речь – одно из важнейших средств общения. Правильный и красивый почерк облегчает чтение любого рукописного текста, способствует более легкому и широкому общению между людьми во всех областях общественной деятельности, вызывает естественное чувство удовлетворения как пишущего, так и читающего, создает предпосылки для более живой работы мысли.

Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается, прежде всего, тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.

Проблематикой исследований в данном направлении занимались такие ученные и методисты как: Соколова Е.Н., Комарова Т.С., Желтовская Л.Я., Сальникова М.М., Безруких Т.Е. и др.

При исследовании данной темы нами была выдвинута гипотеза: уровень развития графо-моторных навыков младших школьников будет иметь положительную динамику, если использовать комплекс упражнений, направленный на развитие мускульной и тактильной памяти

Проведя теоретический анализ исследования, мы приступили к проведению эксперимента. Для того чтобы определить первичный уровень сформированности и развития графо-моторных навыков у младших школьников нами была выбрана диагностика Надежды Викторовны Нижегородцевой. (Приложение 1).

Работы оценивались по таким критериям как:

  • обводка линий, штриховка сложных фигур;
  • копирование узоров;
  • списывание печатного текста письменными буквами.

Данная диагностика проводилась в 1 "В" и 1 "Г" классах в апреле 2021 года. В каждом классе по 20 учащихся. Хотя в последние десятилетия методика и практика школьного обучения детей письму была значительно усовершенствована, в настоящее время среди учащихся первых классов по-прежнему трудности овладения этим навыком остаются актуальной проблемой, что доказывает результаты констатирующего эксперимента.

Анализ качественных результатов диагностики показал, что у большинства учеников наблюдается средний уровень сформированности графо-моторных навыков. В 1 "В" 65%, в 1 "Г" 75%. Высокий уровень наблюдается лишь у немногих первоклассников. Полученные данные обуславливаются тем, что учащиеся 1 класса в большинстве случаев допустили нарушение пропорций элементов, выходили за границы, писали линии неровно, соблюдали усиленный или слабый нажим ручки.

Мы убедились в необходимости составления комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование и коррекцию графо-моторных навыков. Нами была составлена рабочая тетрадь (Приложение 2) и фрагменты конспектов уроков, направленные на развитие и формирование графо-моторных навыков. В своих разработках мы опирались на методику обучения письму, разработанную Е.Н. Потаповой.

Все задания в разработанной нами рабочей тетради были направлены на развитие мускульной и тактильной памяти. Тетрадь состоит из нескольких разделов:

  • "Штриховка".
  • "Обводка фигур".
  • "Узор по клеткам".
  • "Работа с образцами для обвода".
  • "Комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук".

В разделе "Штриховки" детям предлагалось большое количество заданий на выполнение штриховки в заданном направлении. Работа должна была выполняться ручкой, нельзя было выходить за контуры фигур, линии должны были прописываться параллельно друг другу, иметь одинаковое расстояние между собой.

В разделе "Обводка фигур" от детей требовалось обведение фигур строго по точкам, не отрывая руки, не выходя за пределы контура.

В разделе "Узор по клеткам" первоклассникам предлагалось продолжить узор по клеткам, не выходя за их границы, не нарушая закономерность. А также были предложены задания на дорисовывание второй половины картинки.

В разделе "Работа с образцами для обвода" дети занимались по прописям и тренажерам таких авторов как: Астахова Т.В. Козлова М.А., Тимошенко Л., Георгиева М.О., Маврина Л. Работа проводилась над наклоном и параллельностью букв и элементов, их высотой, одинаковым интервалом между составляющими.

Учитывая возрастные особенности учащихся и методы обучения, детям было предложено сначала обвести образцы, а затем прописывать самостоятельно элементы букв, буквы, слова, словосочетания и предложения. В данном разделе использовался копировальный метод обучения письму. Таким образом, у учащихся увеличивался объем зрительной и тактильной памяти.

В разделе "Комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук" представлен большой ряд пальчиковой гимнастики для младших школьников. В тетради описывается каждое упражнение с речевым сопровождением в стихотворной форме, предлагаются иллюстрации для понимания выполнения упражнений.

В основу тетради мы взяли задания, наиболее интересные и рациональные на наш взгляд. Работа в тетради велась систематически на базе 1 "В" класса. Так как не было значительных отличий в результатах диагностики в двух классах, в качестве экспериментального был взят 1 "В" класс, поскольку являюсь классным руководителем данного класса. Срок реализации: январь 2021 года – ноябрь 2021 года.

Для того, чтобы проследить динамику и убедиться в целесообразности проведенной работы, была проведена итоговая диагностика уровня сформированности графо-моторных навыков. Проводилась та же диагностика Нижегородцевой Н.В., при тех же условиях и оценивалась по тем же критериям.

Анализ качественных результатов итоговой диагностики показал, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика. Преобладающим уровнем в 1 "В" по-прежнему остался средний уровень. Но здесь необходимо отметить, что учеников, справившихся с диагностикой на высоком уровне, стало значительно больше.

Мы наблюдаем рост с 5% первичной диагностики до 45% итоговой. Значительно уменьшилось количество детей с низким показателем уровня сформированности графо-моторных навыков. Эффективность составляет 25%.

У 1 "Г" наблюдается динамика развития, но незначительная, в сравнении с 1 "В" классом. Можем сделать вывод о том, что при формировании и развитии графо-моторных навыков учащихся начальной школы недостаточно того объема, что предлагается в программе. Необходимо давать детям больший объем материала в данном направлении.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность наших разработок. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Диагностика уровня сформированности графо-моторных навыков

1. Обведи линии.

Обведи по линииОбведи по линии

2. Заштрихуй фигуры в заданном направлении.

Заштрихуй фигуры в указанном направленииЗаштрихуй фигуры в указанном направлении

3. Повтори узор по заданному образцу один раз.

Повтори узор по образцуПовтори узор по образцу

4. Спиши предложения письменными буквами.

Мама пила чай. Дядя пел в хоре. Лиза льет слезы.

Образцы из рабочей тетради

Штриховка

Выполни штриховку ручкойВыполни штриховку ручкой

Выполни штриховку фигур ручкой в заданном направлении, не выходя за контуры.

Обводка фигур

Обведи рисунок по точкамОбведи рисунок по точкам

Обведи рисунки по точкам.

Узор по клеткам

Продолжи узорПродолжи узор

Продолжи узор по клеткам

Комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук "Домик"

Упражнение для развития мелкой моторики рук "Домик"Упражнение для развития мелкой моторики рук "Домик"

Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизмнцев касаются друг друга, выполняя образ трубы.

Размер:
238.68 Kb
Скачали:
10