Письменная речь – одно из важнейших средств общения. Правильный и красивый почерк облегчает чтение любого рукописного текста, способствует более легкому и широкому общению между людьми во всех областях общественной деятельности, вызывает естественное чувство удовлетворения как пишущего, так и читающего, создает предпосылки для более живой работы мысли.
Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается, прежде всего, тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.
Проблематикой исследований в данном направлении занимались такие ученные и методисты как: Соколова Е.Н., Комарова Т.С., Желтовская Л.Я., Сальникова М.М., Безруких Т.Е. и др.
При исследовании данной темы нами была выдвинута гипотеза: уровень развития графо-моторных навыков младших школьников будет иметь положительную динамику, если использовать комплекс упражнений, направленный на развитие мускульной и тактильной памяти
Проведя теоретический анализ исследования, мы приступили к проведению эксперимента. Для того чтобы определить первичный уровень сформированности и развития графо-моторных навыков у младших школьников нами была выбрана диагностика Надежды Викторовны Нижегородцевой. (Приложение 1).
Работы оценивались по таким критериям как:
Данная диагностика проводилась в 1 "В" и 1 "Г" классах в апреле 2021 года. В каждом классе по 20 учащихся. Хотя в последние десятилетия методика и практика школьного обучения детей письму была значительно усовершенствована, в настоящее время среди учащихся первых классов по-прежнему трудности овладения этим навыком остаются актуальной проблемой, что доказывает результаты констатирующего эксперимента.
Анализ качественных результатов диагностики показал, что у большинства учеников наблюдается средний уровень сформированности графо-моторных навыков. В 1 "В" 65%, в 1 "Г" 75%. Высокий уровень наблюдается лишь у немногих первоклассников. Полученные данные обуславливаются тем, что учащиеся 1 класса в большинстве случаев допустили нарушение пропорций элементов, выходили за границы, писали линии неровно, соблюдали усиленный или слабый нажим ручки.
Мы убедились в необходимости составления комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование и коррекцию графо-моторных навыков. Нами была составлена рабочая тетрадь (Приложение 2) и фрагменты конспектов уроков, направленные на развитие и формирование графо-моторных навыков. В своих разработках мы опирались на методику обучения письму, разработанную Е.Н. Потаповой.
Все задания в разработанной нами рабочей тетради были направлены на развитие мускульной и тактильной памяти. Тетрадь состоит из нескольких разделов:
В разделе "Штриховки" детям предлагалось большое количество заданий на выполнение штриховки в заданном направлении. Работа должна была выполняться ручкой, нельзя было выходить за контуры фигур, линии должны были прописываться параллельно друг другу, иметь одинаковое расстояние между собой.
В разделе "Обводка фигур" от детей требовалось обведение фигур строго по точкам, не отрывая руки, не выходя за пределы контура.
В разделе "Узор по клеткам" первоклассникам предлагалось продолжить узор по клеткам, не выходя за их границы, не нарушая закономерность. А также были предложены задания на дорисовывание второй половины картинки.
В разделе "Работа с образцами для обвода" дети занимались по прописям и тренажерам таких авторов как: Астахова Т.В. Козлова М.А., Тимошенко Л., Георгиева М.О., Маврина Л. Работа проводилась над наклоном и параллельностью букв и элементов, их высотой, одинаковым интервалом между составляющими.
Учитывая возрастные особенности учащихся и методы обучения, детям было предложено сначала обвести образцы, а затем прописывать самостоятельно элементы букв, буквы, слова, словосочетания и предложения. В данном разделе использовался копировальный метод обучения письму. Таким образом, у учащихся увеличивался объем зрительной и тактильной памяти.
В разделе "Комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук" представлен большой ряд пальчиковой гимнастики для младших школьников. В тетради описывается каждое упражнение с речевым сопровождением в стихотворной форме, предлагаются иллюстрации для понимания выполнения упражнений.
В основу тетради мы взяли задания, наиболее интересные и рациональные на наш взгляд. Работа в тетради велась систематически на базе 1 "В" класса. Так как не было значительных отличий в результатах диагностики в двух классах, в качестве экспериментального был взят 1 "В" класс, поскольку являюсь классным руководителем данного класса. Срок реализации: январь 2021 года – ноябрь 2021 года.
Для того, чтобы проследить динамику и убедиться в целесообразности проведенной работы, была проведена итоговая диагностика уровня сформированности графо-моторных навыков. Проводилась та же диагностика Нижегородцевой Н.В., при тех же условиях и оценивалась по тем же критериям.
Анализ качественных результатов итоговой диагностики показал, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика. Преобладающим уровнем в 1 "В" по-прежнему остался средний уровень. Но здесь необходимо отметить, что учеников, справившихся с диагностикой на высоком уровне, стало значительно больше.
Мы наблюдаем рост с 5% первичной диагностики до 45% итоговой. Значительно уменьшилось количество детей с низким показателем уровня сформированности графо-моторных навыков. Эффективность составляет 25%.
У 1 "Г" наблюдается динамика развития, но незначительная, в сравнении с 1 "В" классом. Можем сделать вывод о том, что при формировании и развитии графо-моторных навыков учащихся начальной школы недостаточно того объема, что предлагается в программе. Необходимо давать детям больший объем материала в данном направлении.
Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность наших разработок. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. Обведи линии.
2. Заштрихуй фигуры в заданном направлении.
3. Повтори узор по заданному образцу один раз.
4. Спиши предложения письменными буквами.
Мама пила чай. Дядя пел в хоре. Лиза льет слезы.
Штриховка
Выполни штриховку фигур ручкой в заданном направлении, не выходя за контуры.
Обводка фигур
Обведи рисунки по точкам.
Узор по клеткам
Продолжи узор по клеткам
Комплексы упражнений для развития мелкой моторики рук "Домик"
Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизмнцев касаются друг друга, выполняя образ трубы.