В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.
По любому предмету, в том числе и иностранному языку, она позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.
В настоящее время единственной формой итоговой аттестации учащихся 11 классов по иностранному языку является ЕГЭ, а учащихся 9 классов – ОГЭ
Государственная (итоговая) аттестация учащихся - это результат работы школы на протяжении длительного времени, она позволяет определить образовательный рейтинг выпускника, общественный рейтинг учителя и школы. А это особенно важно в сегодняшних условиях, когда конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется, и задача поддержания общественного статуса школы и сохранения контингента учащихся становится все более насущной.
Целью данной статьи является рассмотреть ЕГЭ выпускников 11 классов по иностранному (английскому) языку как формы итоговой аттестации и провести анализ выполнения заданий моими учащимися.
Основным назначением ЕГЭ по иностранным языкам является установление уровня освоения выпускниками требований ФГОС. Согласно данному документу объектом контроля на экзамене выступает иноязычная коммуникативная компетенция, включающая речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и общеучебную компетенции.
Речевая, языковая компетенции и общеучебные умения проверяются во всех разделах экзамена. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах "Аудирование", "Чтение" и являются одним из объектов измерения в разделе "Письмо" и в устной части экзамена; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе "Письмо" и в устной части экзамена.
ЕГЭ 2020 г. по иностранным языкам, как и в предыдущие годы, включал в себя письменную и устную части. Контрольные измерительные материалы (КИМ) письменной части состояли из четырех разделов:
Устная часть содержала 4 задания. Во все разделы экзаменационной работы, помимо заданий базового уровня, были включены задания повышенного и (или) высокого уровней сложности. Уровень сложности каждого задания определялся сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.
В 2020 году средний балл ЕГЭ по английскому языку у моих учащихся составил 77,8, минимальный балл - 52, максимальный - 93. Из 12 учащихся 7 высокобальников.
Самое большое затруднение вызвало последнее задание на лексико-грамматические навыки, только 2 учеников справились с ним. С заданиями 3 и 4 высокого уровня в аудировании и заданиями 13 и 14 на полное понимание информации в тексте, также высокого уровня, не справились 5 человек. С заданием высокого уровня в письменной части (эссе) не справились 2 ученицы.
С заданиями базового и повышенного уровня в аудировании и чтении справились все учащиеся. Задания на проверку грамматических навыков (19–25), относящиеся к базовому уровню сложности, выпускники сделали с процентом выполнения от 75 до 100%.
Задания на проверку лексико-грамматических навыков словообразования (26–31) базового уровня сложности не вызвали затруднений у подавляющего большинства выпускников с процентом выполнения от 75 до 100%. Письмо личного характера выполнено на хорошем уровне. Максимум 20 баллов в говорении получила 1 ученица, остальные учащиеся имеют результаты от 12 до 19 баллов, что свидетельствует о хорошем уровне сформированности навыка говорение.
Исходя из общего характера ошибок, допущенных учащимися на экзамене целесообразно обратить внимание на определенные аспекты подготовки учащихся: