Методические рекомендации "Условия организации процесса математического развития детей в ДОО"

Резюме: Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике.

Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса: ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности и логическое мышление человека. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно то, что эффективность математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математики и в начальной школе.

При этом главная задача педагога – познакомить дошкольника с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующие положение в мире.
Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Основным направлением реализации Концепции на уровне ДО является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Логические приемы: сравнения, синтез, анализ, классификация, доказательство и др. – применяются во всех видах деятельности. Про это вы рассказывали, когда представляли, как развиваются умственные возможности детей в разных видах деятельности. Ребенок, который владеет логическими операциями, более внимательный, его мысли более четкие, он видит суть проблемы и может отстоять свою точку зрения.

Математическое развитие дошкольников – это сложный процесс, теоретическими основами которого являются:

  • Развитие сенсорики.
  • Закономерности и логика начального понимания детьми математической организации мира (число, форма и т.д.).
  • Учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания.
  • Ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка.
  • Целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познать мир на каждом этапе его взросления.

Это нужно не для того, чтобы он стал гениальным математиком, а для того, чтобы развивались его безграничные способности, чтобы было больше радости в его жизни. Залогом успеха в реализации этой задачи – грамотное построение развивающей среды в группе: создание комфортных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников. Отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества.

Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Необходимо своевременно изменять игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек. Важна также доступность содержания игровой среды: расположение не выше вытянутой руки ребенка.

Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно проводить викторины, КВНы, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием и математические досуги. В их содержании включаются занимательные задачи, загадки, игры-развлечения, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют вечер досуга, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Созданию оптимальной базы для формирования математических представлений, развитию мыслительной деятельности способствует реализация следующих задач:

  1. Создание РППС по математическому развитию детей
  2. Формирование интереса к предметному миру, формирование предметной соотнесенности знаний в процессе игр с математическим содержанием
  3. Формирование умений воспринимать, слушать, соотносить речь взрослого с соответствующими предметными действиями, обучение умению отвечать на вопросы в процессе математической деятельности.
  4. Создание условий для усвоения и использования математической терминологии посредством игр, бесед, в повседневной жизни, в продуктивных видах деятельности и др.
  5. Обеспечение переноса полученных умений и знаний в нестандартные учебные игровые ситуации
  6. Организация взаимодействия с родителями по вопросам математического развития.

Микросредой для развития дошкольника, в том числе и его математических представлений, является прежде всего семья, в которой в процессе подражания близким ребенок приобретает собственный жизненный опыт. Необходимо обращать внимание детей на то, что предметы, их окружение, имеют форму, цвет, величину, свое расположение в пространстве, и использовать соответствующие термины.

Осуществляя классификацию, сериацию по определенному признаку, следует использовать в своей речи понятия, отражающие форму, цвет, величину, пространство, время и т. д. Целесообразно, чтобы взрослые как можно чаще производили счетную деятельность в присутствии детей, устанавливали отношения сходства, различия между объектами, используя в своей речи слова "такой же", "одинаковые", "не такой", "разные" и др. а также использовали в своей речи понятия, отражающие пространство и время (вчера, сегодня, завтра), порядок следования времен года, суток и т.д.

Учили с детьми считалки и приучали адекватно использовать их в игровом опыте детей. Учили стихи с математическим содержанием и предлагали детям рассказывать их своим сверстникам, читали, пересказывали и сочиняли сказки с математическим содержанием и т.п.

Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется как в системе специально организованных занятий в образовательной организации, так и в самостоятельной деятельности. Любое обучающее взаимодействие в работе с дошкольниками должно носить комплексный характер, позволяющий развивать не только математические, но и универсальные способности: рефлексию, коммуникабельность, самооценку, творческое воображение, умение решать проблемные ситуации и др.

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

Работа публикуется в сокращении. Полную версию вы можеет скачать по ссылке ниже

  • Добавить в Словарь
    • Новый список слов для Русский -> Русский...
    • Создать новый список слов...
  • Копировать
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом