Мастер-класс раскрывает пользу ментальной арифметики в интеллектуальном и творческом развитии детей дошкольного возраста.
На основе данной технологии разработана дополнительная образовательная программа, в рамках кружковой работы, которая проводится с детьми среднего возраста. (4-5 лет)
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут, Постолова Галина Борисовна. Свое выступление я бы хотела начать с одного видео. (видео "1 канал", ментальный счет)
Поднимите, пожалуйста, руку, кто знает, какую технологию применяет этот мальчик во время счета? Что это за движения пальцами, которые он производит? (Ответы педагогов)
Сегодня пойдет речь о ментальной арифметике. Александр Сергеевич Пушкин писал: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Именно так и происходило зарождение арифметики, жизнь заставляла наших предков осваивать основы счета, выполняя простейшие вычисления и измерения, необходимые для выживания. Естественными "счетными устройствами" были пальцы рук и ног, их древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Со временем стали появляться более сложные приборы для вычислений.
Первым из них считается абак, придуманный в Древней Греции и Месопотамии более 5 тыс. лет назад. Он представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки, имевшие определенное числовое значение.
Китайцы превратили эту дощечку в привычную рамку со стержнями и косточками и назвали ее суаньпань. Японцы убрали дополнительную косточку сверху и назвали счеты соробаном (абакусом), что в переводе означает "вычислительная доска". Наши счеты тоже очень похожи на абакус, но имеют и большие отличия в количестве элементов и расположении.
На изучении принципов работы абакуса и основана уникальная методика развития интеллектуальных и творческих способностей детей - ментальная арифметика. Она используется в школах во многих странах. У нас в России первые образовательные центры ментальной арифметики появились в 2013 году, но только в коммерческих целях. В нашем городе, кстати, тоже существует такая школа, называется она "АйкьюШа".
Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой мы "включаем" правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
Главной целью методики является концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.
Задачи:
Итак, давайте познакомимся с абакусом. (Демонстрирую абакус)
Как я уже говорила, по-другому его называют абак, соробан. Он представляет собой прямоугольную раму с рядами вертикальных спиц, которые справа налево обозначают разряды чисел: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На первой спице, разряд единиц, мы работаем правой рукой, на второй и последующей, левой.
На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделенных по всей длине перекладиной (расчетной линейкой). Косточки разделяют на "земные" и "небесные". "Земные" косточки смотрят вниз и имеют значение единицы. "Небесная" косточка смотрит вверх и имеет значение пятерки. Ее мы сравниваем с кулачком, т.к. в нем пять пальчиков.
При счете на абакусе необходимо правильно держать пальчики. Три пальчика зажаты в кулак, работают только два пальца руки – большой и указательный. Детям говорим, пальчики держим "крабиком".
Дети школьного возраста, умеющие писать, всегда держат карандаш в руке, зажимают тремя пальцами (показ), чтобы "крабик" был "свободным" и записывают результат вычисления. Так как мы не обучаем детей письму, я использую маленькие деревянные кубики с цифрами.
Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным. Если нам нужно добавить единицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку к перекладине. Если 2, то две косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их.
Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. Чтобы показать или добавить число пять, то опускаем верхнюю косточку к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх.
В этом возрасте, как известно, у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Косточки на нем специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Абакус позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок воспринимает его как игрушку. Он учится, играя со счетами.
Обучение ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом этапе дети осваивают технику счета на косточках. На втором этапе, мы переходим на воображаемые счеты, т.е. представляем спицы, косточки и двигаем их в своем воображении. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.
Когда дети переходят к работе с "мысленным абакусом", задействуется правое полушарие головного мозга. В это же время синхронно работает и развивается левое полушарие. Таким образом, ребенок учится делать сложные вычисления в уме. Хочется отметить, что дети в процессе вычислений, могут одновременно читать стихотворения наизусть или прыгать на скакалке.
Согласно исследованию современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей от 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.
Изучив все плюсы ментальной арифметики, я подумала, почему бы не попробовать внедрить ее в свою работу. В начале учебного года я выбрала тему самообразования "Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников".
Как следствие возникла идея о создании дополнительной образовательной программы, в рамках кружковой работы, "Быстрее всех", цель которой развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей посредством обучения счету на абакусе.
Исходя из цели, были определены задачи программы, которые представлены на слайде. Возраст детей, с которыми я работаю, 4-5 лет. В кружке занимается 12 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, по 20 мин.
Данная программа является адаптированной для детей этого возраста. Задания построены по принципу "от простого - к сложному". Сразу скажу, что мы немного опережаем программу по ФЭМП средней группы. До конца учебного года мы планируем познакомиться уже с цифрами до 9, с соответствующими числами и способами набора их на абакусе. Счет мы будем вести только в пределах 5, брать сложение "+1" и "-1".
За два с половиной месяца, мы не успели, конечно, достичь больших высот, но основа уже заложена. Дети проявляют интерес к счету на абакусе, стали активнее на занятиях по математике.
Занятие я строю 50/50, часть обязательно уделяю счету на абакусе, часть – творческим заданиям, для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
Также использую игры на закрепление арифметических действий на абакусе. Это пазлы, ментальное домино, "Сложи числовой ряд", кубики. Кроме того применяю игры на развитие вычислительных навыков, закрепление знаний о цифрах.
А сейчас я бы хотела показать на видео мою работу с детьми. Перейдем от слов к практике.
1. Как я уже говорила, наши занятия включают не только работу с абакусом, но и различные развивающие упражнения. Начнем с "Гимнастики мозга". Упражнение "Ухо – нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
2. Следующее упражнение "Цепочка", так называемые "пальцовки". Соединить указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Над первым "звеном" образовать второе - соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Разорвать нижнее "звено" и снова соединить его над верхним. Продолжить составлять "цепочку", постепенно увеличивая темп. Можно сопровождать все словами: "Паучок ползет по ветке, а за ним ползут и детки".
3. Пальчики размяли, теперь давайте попробуем самостоятельно порисовать двумя руками одновременно. (Раздать листы)
4. Настало время поработать с абакусом. Подготовим наши пальчики. Давайте вспомним стишок:
Чтобы правильно считать,
Надо пальчики размять:
Вверх – большой, вниз – указательный,
Вместе – крабик замечательный!
Подвиньте абакус к себе, можете покрутить его. На первом занятии мы тоже даем детям возможность поиграть с ним. Теперь положите его перед собой, так, чтобы небесная косточка была вверху.
Держат абакус левой рукой тремя пальцами большим, безымянным и мизинцем, остальные подняты вверх. Чтобы приготовить его к работе, по-другому очистить, или обнулить, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец "клювиком" и плавно провести по перекладине справа налево так, чтобы все косточки вернулись в свое исходное положение.
5. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание "Ментальной арифметике". Появился так называемый компьютерный тренажер - анзан. Сейчас на экране будут появляться примеры, вы должны будете посчитать их на абакусе. Готовы?
+1
+5
+2
Ответ: 8. Очистили абакус.
+6
-1
-5
Ответ: 0.
6. Поиграем в такую игру. Я показываю цифру, а вы выкладываете число на абакусе. (Одновременно демонстрирую на абакусе 5, 3, 7)
7. Игра "Угадай число на флеш-карте". Разложите перед собой карточки с цифрами. Я вам показываю вам флеш-карту, а вы поднимаете соответствующую карточку с цифрой. (2, 4, 5)
8. Теперь поработаем с флеш-картами самостоятельно. (Раздать карты). Определите число на абакусе и поставьте кубик с соответствующей цифрой.
Всем спасибо за участие. Можете отодвинуть материал в сторону.
Наш мастер-класс подошел к концу, и я надеюсь, что вас заинтересовала уникальная методика "ментальная арифметика" и вы будете использовать ее в своей работе. По окончанию нашей встречи вы можете ознакомиться с материалом, который я разработала и использую в своей практике. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
Также, я бы хотела получить обратную связь. На этом листе три картинки: чемодан, мусорная корзина и мясорубка.