Мнемотехника: упражнения для тренировки памяти

Для успешного обучения современному школьнику необходим большой объем памяти. Поток информации растет, традиционный способ зубрежки не помогает запомнить огромное количество сведений, даты, факты, списки иностранных слов.

С возрастом хранить в голове большие объемы информации удается с трудом. Требуется тренировка памяти, на помощь приходят приемы мнемотехники.

Поговорим о том, что такое мнемотехника, и как она помогает улучшить успеваемость школьника.

Мнемотехника и причины ее использовать

Мнемотехника – (греч.) искусство запоминания или система приемов запоминания информации, способствующая увеличению объема памяти путем ассоциаций

Мнемотехника связывает абстрактные понятия школьной программы с знакомыми событиями из жизни и пережитого опыта, облегчая процесс запоминания. Таким образом, древняя наука помогает современным школьникам быстрее и качественнее справляться с учебной нагрузкой.

Использование мнемотехники при обученииИспользование мнемотехники при обучении

Приведем пример, который знает каждый человек со школьной скамьи. Мозг ищет ассоциации для запоминания образов, понятий, слов.

Как запомнить название падежей? "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку"

Как запомнить название падежейКак запомнить название падежей

Как запомнить цвета радуги? "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"

Запоминание цветов радугиЗапоминание цветов радуги

4 причины использования приемов мнемотехники на уроках и при выполнении домашних заданий

  1. Быстрое выполнение домашнего задания и освобождение времени для увлечений и отдыха.
  2. Быстрое запоминание нового материала на уроках. Мнемотехнические приемы помогают улавливать суть, структурировать и сокращать информацию, отделять главное от второстепенного.
  3. Знания закрепляются в памяти. Мнемотехника вырабатывает прочные ассоциации, яркие зрительные и слуховые образы. Сведения остаются в памяти надолго, и в будущем пригодятся во время подготовки к экзаменам.
  4. Интересный увлекательный процесс. Мнемотехнические приемы интересны и напоминают игру. Родители и педагоги отмечают факт пробуждения интереса у детей к познанию, вера в способности. Дети активно используют приемы мнемотехники и охотно выполняют упражнения. Учить наизусть стихотворение или пересказывать параграф с помощью приемов мнемотехники интересно.

Мнемотехника для школьников: упражнения и приемы

Рассмотрим самые популярные, простые и эффективные методы мнемотехники:

Цепочка

Упражнение, способствующее последовательному соединению образов между собой, как бусинки.

Слова для запоминания необходимо объединить в цепочку ассоциаций. Важно соблюдать последовательность и живо представлять себе картинку. Чем смешнее получатся ассоциации, тем крепче запомнятся сведения. Одно слово по цепочке будет вытягивать из памяти другое. Недостаток метода – выпадение одного элемента цепочки повлечет за собой все остальные.

Пример: Слова - диван, пчела, грузовик, дождь, гора, сковорода. Цепочка: Диван летел на пчеле, пчела остановила грузовик, грузовик попал под дождь, дождь дружил с горой, гора накрылась сковородой. Школьник должен сам составить цепочку, ассоциации должны быть его личными, так как чужие не запомнятся.

Карта памяти

Это способ конспектирования и структурирования информации для запоминания прочитанного. Другими словами блок-схема. Такое мнемотехническое упражнение хорошо подойдет для школьников при запоминании параграфа учебника.

Взять лист А4 и посередине записать основную мысль, тему. Обвести ее в квадрат или овал, по кругу провести стрелки, ветви. Над каждой из них написать понятие, дату, событие, которые раскрывают главную мысль. Двигаясь по часовой стрелке составить основу для запоминания. В дальнейшем не выкидывать карту памяти. По ней будет легко вспомнить подробности содержания.

Пример: Тема по истории "Великая отечественная война 1941-1945" ввиде карты боев и наступлений по годам.

Карта памяти (Mind Map)Карта памяти (Mind Map)

Метод Цицерона или Дворец Памяти

Упражнение подходит для быстрого запоминания материала на уроке. Суть метода – в расстановке образов в пространстве. К каждому предмету в комнате прикрепляете информацию, которую нужно запомнить. Метод получил название "Цицерона", так как император произносил длинные речи с именами и фактами.

Чтобы все это запомнить, он представлял знакомую комнату и прикреплял информацию по часовой стрелке к определенному месту и предмету. Во время произнесения речи оставалось мысленно обойти комнату и воспользоваться "разложенной" информацией. Недостаток метода – трудоемкость.

Пример. Нужно запомнить животных средней полосы. Под лампой сидит заяц, из-за двери выглядывает волк, на столе пьет молоко ежик.

Метод ЦицеронаМетод Цицерона

Метод ассоциаций с цифрами поможет запомнить исторические даты. Нужно связывать исторические даты со знакомыми событиями: номер телефона, день рождения мамы, номер троллейбуса и др.

Пример: 1961 год – полет Ю. Гагарина. В этом году родился мой дядя. 7 июля – праздник Иван Купала. День моего рождения. Также можно запоминать словарные слова в начальной школе на основе визуализации искусственных ассоциаций.

Запоминание на основе визуализации искусственных ассоциацийЗапоминание на основе визуализации искусственных ассоциаций

Упражнение "Созвучие" принесет пользу при изучении иностранных языков.

Некоторые слова из английского языка звучат схоже с русскими – это созвучие. Например, слово "silk" похоже на наше "шелк", rose – роза, Magazine – журнал - Журнал из магазина; tooth – зуб – схоже с туз. "В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз"

Запоминание иностранных словЗапоминание иностранных слов

Прием "Рифморитм" подходит для запоминания таблицы умножения: пятью пять – двадцать пять, шестью шесть – тридцать шесть. О нем и о других приемах запоминания мы говорили в статье "Как быстро выучить таблицу умножения".

Кроме перечисленных приемов есть еще другие мнемотехнические упражнения, подходящие для школьников, главное выбрать свой.

Применение приемов мнемотехники в школе

В учебной программе общеобразовательных школ нет такого предмета как мнемотехника. Учителя иногда применяют проверенные временем упражнения и учат детей новым способам усвоения и запоминания информации. Для детей начальной школы приемы мнемотехники – настоящая находка, простые методы можно использовать на всех уроках.

Например, трудные правила по русскому языку можно закодировать в виде схемы и графических изображений. Фонетический разбор в начальной школе тяжело дается детям и лучше, если перед глазами будет схема звуков или лента букв.

Схема по теме "Фонетика"Схема по теме "Фонетика"

Учите школьников учить стихотворения с помощью Дворца Памяти: ходить по комнате и расставлять каждую строчку в новом месте. Используйте мнемотехнический прием ассоциаций для запоминания количества дней в месяцах по косточкам пальцев.

Способ запоминания дней в месяцахСпособ запоминания дней в месяцах

Применение приемов мнемотехники в школе помогут школьнику облегчить процесс запоминания учебного материала. Главное, выбирать упражнения, соответствующие возрасту ученика

Мнемотехника способствует тренировке памяти и за пределами школы: запомнить список покупок в магазине, имена и фамилии гостей на торжество. Чем больше тренируешься, тем лучше запоминаешь!

Поделитесь в комментариях, помните ли Вы из курса геометрии такой мнемотехнический прием рифм: "Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам".

Биссектриса – это крыса ...Биссектриса – это крыса ...

Метки к статье: занимательный материал