Обучение русским народным играм младших школьников на уроках физической культуры

Занятия на свежем воздухе с младшими школьниками в нашем регионе проводятся осенью (сентябрь, октябрь), весной (апрель, май), а также иногда зимой (в зависимости от температуры воздуха).

В это время, когда температурный и световой режим наиболее благоприятен для занятий, а организм ребенка не подвергается переохлаждению, применяют занятия с наибольшей интенсивностью.

В качестве средств обучения используются русские народные игры с преимущественно проявляемыми физическими качествами, такими, как быстрота и выносливость. Ведется обучение двигательным действиям, применяемым в русских народных играх, и элементам «спортивных» движений, используют в основном такие виды, как бег с изменением направления и скорости, разнообразные прыжки, метания на дальность и в цель.

На начальном этапе обучения используют упрощенные варианты русских народных игр, с увеличением возраста учащихся происходит усложнение правил русских народных игр, а в 3-4 классах игры проходят практически с соблюдением основных правил

Младшие школьники обучаются сопоставлять русские народные игры и русскую народную культуру с культурой физической, получают первоначальные сведения о разнообразных русских народных играх: с бегом, прыжками и другими видами движений; с речитативом, проговором и другими элементами русского народного фольклора; с предметами, без предметов, с входящим, без входящего.

Условия занятий в спортивном зале позволяют отрабатывать технические элементы, составляющие двигательную основу русских народных игр. Например, при игре в лапту изучают и совершенствуют:

  • подачу мяча битой; ловлю, передачу, бросок мяча;
  • уклоны, увертывание от бросков мяча и другие.
  • вырабатывается взаимоконтроль правильности выполнения технических элементов.

В других играх дети разучивают речитативы, проговоры, пропевания, необходимые по условиям их проведения, а в целом – знакомятся с правилами русских народных игр, которые позволяют регулировать взаимоотношения между играющими (разбор возможных ситуаций, бесконфликтного выхода из них), настраиваются на дисциплинированное поведение во время игры, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость.

По форме организации русские народные игры могут быть с водящим, без водящего, с предметами, без предметов. Знания правил игр, умение точно выполнять основные виды движений, навыки применения тех или иных технических элементов позволяют перейти в IV четверти к обучению тактическим взаимодействиям в русских народных играх. Уровень сложности тактических взаимодействий возрастает пропорционально возрасту учащихся.

У школьников формируется собственное мнение о русской народной культуре, народных праздниках, обычаях, традициях. Ученики знакомятся с национальной одеждой представителей русского народа, обучаются самостоятельной организации русских народных игр, изготовлению простейшего инвентаря для игр. С целью становления социальной позиции школьников применяются ролевые игры (с обсуждением ролей злодея, положительного героя и других).

Возрастным особенностям младших школьников соответствует степень сложности русских народных игр. В 1 классе чаще применяют такие русские народные игры, в которых каждый из участников преследует свои цели. Во 2 классе предпочтение отдают играм, где цели игроков могут меняться в зависимости от хода игры.

При обучении третьеклассников используются в основном русские народные игры, связанные с разделением участников на группы, в которых каждый участник своими действиями поддерживает интересы всей группы. В 4 классе в урок включают игры, подготовительные к видам спорта, спортивным играм.

Таким образом, при использовании русских народных игр в программе физического воспитания учитываются климатические и национальные особенности региона, возраст учащихся, количество часов, отводимых на учебный предмет. По моему мнению, следует более широко и целенаправленно внедрять русские народные игры в учебные программы по физической культуре для общеобразовательных школ.

Размер:
12.54 Kb
Скачали:
5