Мастер-класс для педагогов "Народные календарные игры как средство формирования у детей раннего возраста представлений о традициях и праздниках нашего народа"

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс по теме "Народные календарные игры как средство формирования у детей раннего возраста представлений о традициях и праздниках нашего народа"

Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Народные игры благотворно влияют и на психическое и эмоциональное состояние детей. Многие игры позволяют ребенку раскрепоститься, побороть страхи, преодолеть стеснение и научиться общаться с детьми, что является главным для адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Цель мастер-класса - повышение компетентности педагогов в вопросе формирования у детей раннего возраста представлений о традициях и праздниках нашего народа посредством народных календарных игр.

Задачи:

  1. Расширить у педагогов представления о значении народных календарных игр для детей раннего возраста;
  2. Познакомить педагогов с народными календарными играми, способствующими формированию у детей раннего возраста представлений о традициях и праздниках нашего народа.
  3. Способствовать освоению педагогами практических навыков обучения детей народным календарным играм.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. Каждая игра начинается с выбора водящего. С детьми раннего возраста водящим будет всегда воспитатель. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

Включить подобного рода игры можно в любой вид детской деятельности в течение дня. Это и динамическая пауза в ходе проведения занятия познавательного характера. Пальчиковые игры помогут подготовить детей к продуктивным видам деятельности. Занятие по физической культуре можно полностью составить из народных игр разной интенсивности. Народные игры включены в прогулку и позволяют детям весело и с максимальной пользой для здоровья провести время на улице. И конечно, настоящим украшением игра будет любого праздника или развлечения.

Сейчас я познакомлю вас с народными календарными играми, которые я применяю в своей работе.

Осенние игры

Игра "Давай коза попрыгаем"

Цель: снятие усталости, создание хорошего настроения у детей.

Мы с вами, взявшись за руки, идем по кругу небольшим шагом и поем песнею. В центре – водящий. На словах "Нашел козу" водящий выбирает с кем будет танцевать и выводит этого человека на середину, где они вместе прыгают и дрыгают ногами.

И шел козел дорогую,
Дорогою широкою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.

Все вместе: Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза.

Игры на Масленицу

Игра "Блинчики"

Цель: развитие у детей быстроты, ловкости, воображения, творческих способностей.

Мы с вами встаем в круг, делаем хоровод и передаем "блинчики" друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,

У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из вас остановились "блинчики", те выходят в центр круга, показывают любое движение, а мы за вами повторяем.

Игры на летние праздники

Игра "Во поле березка стояла"

Цель: развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения

Участники становятся в круг, сначала водят небольшой хоровод, вспоминают слова песни.
Во поле березка стояла,
Люли, люли, стояла
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла

Теперь каждое слово заменяем движением, по одному, постепенно, заменяя все слова движениями.

"Солнышко и дождик"

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Участники сидят на стульчиках. Я говорю: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Участники бегают по площадке. На сигнал: "Дождик! Скорей домой!" - бегут ко мне под зонтик и присаживаются на корточки. Я снова говорю: "Солнышко! Идите гулять", и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее
Светит в нашу комнату
Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку! (участники прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)
Дождик, дождик все быстрей!
Все под зонтик поскорей! (Бегут под зонтик)

С помощью этих игр, дети больше узнают о народных традициях, праздников. Сам процесс проведения народных календарных игр можно превратить в занимательное и веселое действие, как для детей, также для сотрудников детского сада.

Также, каждый ребенок сможет принять непосредственное участие во всех играх. Народные календарные игры воспитывают в детях доброту, отзывчивость, любовь и уважение к себе, окружающим, к своему народу, к своей истории.

Размер:
25.36 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: обмен опытом, мастер-класс