Виды интересных творческих заданий на уроках литературного чтения и в качестве домашних заданий в начальных классах

Уроки литературного чтения в начальной школе обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести "таинственному цветку" в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Очень важным средством развития творческих способностей на уроках литературного чтения является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса мои ученики пробуют писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи. Так, уже к 4 классу ребята могли сочинить свои стихи на любую тематику.

Предлагаю ознакомиться с творчеством некоторых стихов собственного сочинения учащихся 4 "класса.

"Лесная история"

В глухом дремучем лесу
Дракон пролетел наверху
И ветки, шатаясь от страха,
Вспугнули животных однако.

Лес замер. Все стихло.
Но бедный бельчонок малой,
Метался по тропке лесной
Ему одиноко в чаще глухой.

Любуясь малым, Дракон подошел,
И обнял его, укутав платком.
Несчастный с испугу дрожит и глазки боится открыть.
- Что ж ты боишься, дружок? Будем дружить
И дружбой своей дорожить!

Игнатьев Максим

"Бабушка Яга"

На опушке есть избушка,
Там живет одна старушка.
Уже много-много лет
И друзей у нее нет.

Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернется к лесу задом
И старушка очень рада.

На метле каждую ночь
Полетать она не прочь.
Та метла тем знаменита,
Что стояла у корыта.

Тому корыту много лет
И замены ему нет.
В нем она готовит ужин,
Е сли очень он ей нужен.

В нем она белье стирает,
Даже двери подпирает,
Чтоб случайный сквознячок
Не застудил ее бочок.

Мироманова Стефания

"Новогоднее происшествие"

Простые игрушки сквозь щелку,
Однажды увидели елку.
"Давайте-ка елку нарядем!
Залезем на ветки и сядем!"

Полезли на елку игрушки.
Мартышка уже на верхушке.
Под Мишкою ветка прогнулась,
Под Зайчиком чуть покачнулась.

Цыплята висят, как фонарики,
Матрешки - как пестрые шарики…
"Эй, елочные игрушки,
Снегурочки, звезды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые,
Серебряные, золотые!
Пока вы пылились на полке,

Мы все очутились на елке!
Сейчас ребятишек обрадуем!..
Ой, батюшки! Падаем! Падаем!"

Максимова Полина

На уроках чтения ребятам 2 класса очень нравятся речевые разминки "Доскажи словечко".

Речевая разминка "Доскажи словечко"Речевая разминка "Доскажи словечко"

В конце каждого двустишия нужно выделить слог и угадать зашифрованного персонажа. (земЛЯ, дуГУ, камыША, закаТА - спряталось слово: ЛЯГУШАТА)

Игра "Четвертый лишний"

В каждом столбике слов найди лишнее слово, почему так считаешь?

Игра "Четвертый лишний"Игра "Четвертый лишний"

Например, предлагаются такие слова: стрела, пила, топор, метла. Майка, трава, чайка, гайка. Туман, карман, компот, обман. Белка, машина, грелка, стрелка.

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы. На уроках литературного чтения дети не раз учились сами создавать свою книгу и выполняли это задание с большим интересом.

Чтение должно доставлять творческое наслаждение: ребенок почувствует, что он вместе с автором создает настоящую книгу, что от него зависит – какой ей быть. Поэтому я часто применяю на уроке методику 3 ШАГОВ Алены Татиивской:

  1. Чтение.
  2. Самостоятельное создание иллюстраций к прочитанному.
  3. Самостоятельное придумывание окончание сказки.

Такие творческие задания я предлагаю ребятам в качестве домашнего задания (3-4 класс). Методика такого задания следующая. Учитель на уроке зачитывает вслух короткую сказку (без конца).

После этого дети могут задать вопросы, обсудить услышанное, дать характеристики героям и ситуациям… Когда первый шаг сделан – текст сказки знаком юным творцам – учитель раздает заранее приготовленные и сшитые книжечки, в которых текст по смысловым фрагментам уже напечатан. И – оставлено место для рисунков детей.

Предлагаю творческую работу учащегося 4 класса по теме "Создание своей книжечки".

"Инопланетянин"

Создание своей книжечкиСоздание своей книжечки

(Имангулов Дениэль)

Следующим творческим шагом по приобщению детей к чтению было создание своей электронной книги на сайте. Создаем свою интерактивную книжку в программе "StoryJumper". StoryJumper нашел широкое применение в современном обществе. И образование не стало исключением.

StoryJumper - сервис понравится всем, кто связан с детьми. Не секрет, что наглядность – важный элемент в развитии и обучении ребенка.

На сайте StoryJumper я сама также решила создать книжку, но чтоб она была полезной в работе с детьми. И сделала книгу по русскому языку "Части речи", в которую по необходимости могут добавлять материал и сами учащиеся.

Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть сиюминутным, спонтанным. Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.

Чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка.Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.

Размер:
208.45 Kb
Скачали:
9