Цифровые инструменты в преподавании химии и биологии: создание, использование

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью оптимизировать образовательный процесс посредством использования цифровых инструментов; повысить уровень познавательной способности обучающихся на предметах химии и биологии через использование цифровых технологий.

Ключевые слова: ученик, цифровые технологии, контроль знаний, электронные тесты.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человечества.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Цифровизация школы - одно из ключевых направлений нацпроекта "Образование", принятого правительством РФ. Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика.

Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. С каждым днем в образовательной среде все активнее и активнее используются так называемые цифровые инструменты.

Сегодняшние цифровые технологии обучения это:

  • Инструментальный набор для оптимального доведения информационных данных до учеников.
  • Набор инструментов, позволяющий создавать различные учебные материалы.
  • Инструменты, оптимизирующие методы преподавательской деятельности.
  • Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоевывают внимание педагогов и детей.

Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения.

Работая с обучающимися, мы сталкиваемся со следующими проблемами:

  • Низкая мотивация учащихся среднего звена к обучению;
  • Снижение активности работы с одаренными детьми;
  • Недостаточная успеваемость и низкое качество обучения по химии;
  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему учитель должен найти такие методы обучения, которые смогли бы увлечь детей, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.

Целесообразность применения цифровых технологий обуславливается рядом причин: оптимизация учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Внедрение цифровых инструментов в преподавание предметов химии и биологии способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетенции всех участников образовательного процесса.

Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.

При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно-коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.'

Сегодня системы электронных тестов произвели настоящую революцию в обучении. Именно они помогли усовершенствовать оценивание знаний обучающихся. Сегодняшние системы онлайн-тестирования помогают следить за прогрессом каждого ученика, избегая сложных подсчетов. Сами же инструменты для создания электронных тестов становятся все понятнее и удобнее как для учеников, так и для преподавателя.

Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Для своей работы я выбрала платформу Google формы (drive.google.com). Созданы и апробированы онлайт-тесты по темам: "Водоросли", "Отдел Моховидные", "Спинной мозг", "Скелет". По химии проходили контрольные работы в форме электронных тестов.

Примеры тестовПримеры тестов

Чтобы выявить отношение детей к электронным тестам, было проведено анкетирование. Ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольных работ, ответив на вопрос: "Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом". Для ответа было предложено четыре варианта ответов.

Результаты анкетированияРезультаты анкетирования

По результатам опроса было выявлено, что такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:

  • автоматизированная проверка и выдача результатов;
  • экономия времени и использование оставшегося времени для анализа результатов;
  • экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.

Итак, цифровые инструменты в преподавании могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно цифровые технологии: электронные учебники и тесты, онлайн-тренажеры, презентации, образовательные платформы, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать учебный материал. Такие уроки становятся интересным увлечением для ученика.

А электронные тесты имеют определенные преимущества для преподавателя: экологически чистый инструмент; мгновенная оценка; меньше работы при проверке ответов; доступен углубленный анализ.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, химия, биология