Данная статья посвящена управленческим решениям по организации обучения в дистанционном формате.
Актуальность работы в формате дистанционного обучения обусловлена сложившейся в связи пандемией коронавируса и с введением режима самоизоляции ситуацией, потребностью совершенствования современной системы дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, цифровые волонтеры, цифровые образовательные ресурсы, онлайн-платформы.
В настоящее время, в период массового использования дистанционных технологий обучения, не вызывает сомнения актуальность и вос-требованность онлайн-платформ в процессе обучения школьников. Новейшие технологии, наличие множества цифровых ресурсов оказывают прямое влияние на модернизацию системы образования, расширяя возможности качественного обучения детей на расстоянии в период карантина, самоизоляции, неблагоприятных погодных условий.
Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
При использовании дистанционного обучения открываются дополнительные возможности. Это возможность получения образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, возможность организации работы с детьми - инвалидами, с часто болеющими детьми, работа с одаренными детьми, возможность проводить занятия дистанционно, при введении карантина.
Образовательное учреждение вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации основных образовательных программ начального общего образования в предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Можно сформулировать следующие принципы использования образовательных платформ:
Одним значимым компонентом дистанционного обучения является умение планировать и организовывать работу обучающихся, мотивировать их к включению в разнообразные виды деятельности, использовать различные формы и виды обратной связи, позволяющие ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их, а также увидеть пробелы и скорректировать их.
Арсенал современных средств велик. Многие педагоги сегодня успешно используют интернет-ресурсы, в том числе и для подготовки к ГИА, по созданию интерактивных рабочих листов и заданий с использованием онлайн-сервисов Wizer.me, осуществляют дистанционное взаимодействие с помощью облачных технологий Google, интерактивных обучающие платформ "Учу.ру", "Фоксфорд", "Российская электронная школа", "ЯКласс", "Яндекс.Школа.
Наиболее популярным стало использование следующих платформ: Zoom, Skype, Учи.ру, Яндекс.Учебник.
Zoom - сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись.
Skype - основные возможности: видеозвонки, чат, видео- и голосовая почта, проведение опросов. Новая функция скайпа позволяет проводить ограниченные по времени опросы для своей аудитории, для одного обучающегося или нескольких. Можно использовать их для обратной связи - понравилось ли занятие или нет, какие сложности возникли или превратить в тест по пройденному материалу. В последнем случае, конечно, удобнее использовать сторонние сервисы.
Учи.ру - это отечественная интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. Она соответствует требованиям ФГОС и способствует решению задач Федеральной целевой программы развития образования по повышению эффективности образования и цифровой грамотности учеников и учителей. Задания на Учи.ру представлены по основным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру и распределены по классам, по темам, что очень удобно.
Согласно рекомендациям Министерства просвещения продолжительность дистанционного урока не должна превышать 30 минут. Также должны соблюдаться требования СанПин о безопасной продолжительности работы за компьютером: для 1-4 классов - это 15 минут. За это время с учениками можно успеть изучить тему урока, организовать закрепление материала, а на обсуждение затруднений времени, к сожалению, не хватает.
Использование карточек на платформе Учи.ру для домашнего задания помогает решить эту проблему. В личном кабинете в любое время можно узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, сколько времени было затрачено на выполнение, какие задания или темы вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся и скорректировать работу на следующий урок так, чтобы устранить эти затруднения.
Существующая с 2018 года платформа "ЯндексУчебник" представляет собой сборник ин¬терактивных задач по математике и русскому языку, охватывающих программу 1-5 классов. Включает примерно 45 тысяч заданий. Используется учителями как бесплатный онлайн-задачник с автоматизированной проверкой заданий
Целевая аудитория - учителя, а также ученики 1-5 класса. Сервис ис-пользуется учителями как, в общем, так и в дополнительном образовании. Имеет более 1 миллиона зарегистрированных пользователей. В начальной школе электронное обучение сочетается с непосредственным контактом ученика и педагога. Такой подход принято называть смешанным обучением. Яндекс. Учебник не заменяет учебник, а лишь дополняет его разнообразными дидактическими материалами.
Существуют также и менее известные сервисы, использующие игровой подход в обучении, что особенно актуально для младших школьников:
Заложенные механики игрофикации позволяют организаторам проектного обучения решить сразу две важные задачи:
Система может применяться не только для учебных проектов, но и для проведения обучающих конкурсов - т.е. везде, где основа процесса - выполнение заданий под руководством наставника или команды наставников. После работы с компьютером с обучающимися необходимо провести гимнастику для глаз.
Для эффективного внедрения и развития использования образовательных платформ в учебных заведениях необходимо оперативно организовать обучение, а именно: провести обучающие семинары в рамках школьных методических объединений, подобрать качественные обучающие вебинары, организовать методическое сопровождение со стороны заместителей директора школы и непрерывную консультационную поддержку со стороны назначенных онлайн-консультантов - коучей - цифровых волонтеров из числа "продвинутой" части педагогов в применении ИК-технологий, назначить ассистентов для учителей, имеющих уровень владения компьютерными технологиями ниже среднего.
Задача таких цифровых волонтеров - помочь каждому педагогу школы, в зависимости от преподаваемого предмета, грамотно подобрать онлайн платформу и необходимое оборудование (виртуальная доска, документ камера, графические интерактивные планшеты и др.), оказать техподдержку (установить платформу Zoom, показать основные приемы работы).
Систематическая проверка понимания учениками изученного и обеспечение значимой обратной связи - это формирующее оценивание. Проводить такое оценивание в условиях удаленного обучения затруднительно, но реально. Чтобы объективно оценить образовательные результаты учащихся, важно владеть разнообразными инструментами проведения процедур оценивания и проводить их регулярно и в системе.
Ключевой организатор обучения с применением образовательных платформ - учитель. От построенного взаимодействия и договоренности всего педагогического коллектива школы зависит успех всей организации.
Использование потенциала цифровых образовательных ресурсов благотворно влияет на результаты дистанционного обучения.
Во-первых, за счет разнообразия и оригинальности контентов используемых веб-ресурсов повышается мотивация учащихся к изучению предмета. Это выражается в их активности как в процессе онлайн-уроков, так и в выполнении заданий асинхронно. Все чаще ученики сами выступают инициаторами тестирований и проверочных срезов, проводимых с использованием ярких, мобильных игровых сервисов.
Во-вторых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности учащихся и контроля усвоения благодаря легкореализуемым интерактивным формам проверки.
В-третьих, за счет оперативного выявления и устранения пробелов повышается качественная успеваемость по учебному предмету. Объективность же оценивания не вызывает вопросов у участников образовательного процесса, т.к. все результаты прозрачны и фиксируются документально (в подробных отчетах, формируемых автоматически).
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы не только выступают эффективными инструментами при дистанционном обучении, но и обеспечивают реализацию.