Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению

Воспитание здорового ребенка стало главным стержнем в образовательном процессе школы. Современная социально-экономическая ситуация привела к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом – детского.

Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.

Актуальность проблемы по воспитанию здоровьесбережения у младших школьников, на сегодня является одной из особо важных для современного общества, так как это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности по воспитанию здоровьесбережения у подрастающего поколения, необходима разработка и принятие программы "Здоровей-ка".

Программа "Зоровей-ка", предусматривает формирование культуры здоровья – как активный процесс воспитания и саморазвития детей. Она представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности. А также развивает чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширяет знания и навыки учащихся по гигиенической культуре. Содержание программы реализуется в 1-4 классах.

Программа расширяет, конкретизирует и углубляет отдельные темы курса "Окружающий мир". Программа внеурочной деятельности раскрывает содержательные аспекты формирования у учащихся структурных элементов здорового образа жизни. В программе представлена актуальность, цель и задачи, результаты освоения курса, содержание курса, тематическое планирование.

Предложены и описаны виды деятельности, в процессе которых целесообразно осуществлять работу по формированию здорового образа жизни. Представление формы работы и ведущие виды деятельности позволяют заложить основы ведения здорового образа жизни.

Для разработки и реализации программы "Здоровей-ка", послужило медицинское заключение, обучающихся поступивших в первый класс. Проанализировав полученные данные по состоянию здоровья детей, выявили, что из 100% обучающихся, 30% основная (1-я группа здоровья), 20% подготовительная (2-я группа здоровья) и 70% специальная (3-я группа здоровья).

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха

В соответствии с поставленной целью, были выдвинуты задачи:

  • Формирование системы выявления уровня здоровья школьников и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  • Пропаганда здорового образа жизни и расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
  • Организация просвещения родителей учащихся в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Совершенствование системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах.
  • Проведение комплекса мер по уменьшению заболеваемости обучающихся.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы школы в рамках реализации ФГОС ООО. В программе представлены основные содержательные линии воспитательной работы: "Здоровье – всему голова", "Гигиена здоровья", "Если хочешь быть здоров – закаляйся", "Здоровое питание", "Здоровье и игра", "Вредные привычки", а также методическое и материально-техническое обеспечение программы и механизм ее реализации.

Особо следует отметить, что программа учитывает возрастные особенности обучающихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется.

Успешность в формировании здоровьесберегающего воспитания у школьников во многом зависит от того, как организована работа в школьной образовательной организации, от методической оснащенности деятельности педагогов. Разработка методического обеспечения – одна из наиболее важных в системе образовательной деятельности. Разработанное педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

  1. комплекс учебных и специальных методик по организации и проведению мероприятий направленных на сохранение и укрепления здоровья обучающихся, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы, например таких как: беседы, демонстрация работ прикладного искусства, красиво оформленных предметов быта. Демонстрация слайдов с изображением плакатов, буклетов, реклам (средства личной гигиены), памяток. Слушанье и разучивание народных сказок, пословиц, поговорок, потешек, скороговорок, прибауток, считалок, народной музыки, песен, загадок, физминуток, анекдотов, отгадывание сканвордов, проведение подвижных игр, создание игр – раскрасок, создание художественной галереи из рисунков детей.
  2. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
  3. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, опросы).

После реализации разработанной программы "Здоровей-ка" по воспитанию здоровьесбережения у младших школьников по принципу природосообразности была проведена медицинская диагностика, целью которой стало – оценить эффективность данной программы и выявить динамику по повышению состояния здоровья у обучающихся. Было проведено сравнение результатов до и после реализации программы.

Продуктивность программы "Здоровей-ка"Продуктивность программы "Здоровей-ка"

Сравнительный анализ полученных результатов позволил выявить, что данная программа была разработана эффективна и подтвердилась положительными результатами.
Следует отметить, что благодаря разработке и реализации программы "Здоровей-ка", у обучающихся сформировались понятия о ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширили знания и приобрели навыки по гигиенической культуре.

Данная программа может быть рекомендована к использованию в образовательном учреждении для детей 1-4 класса в качестве программы внеурочной деятельности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!