Формирование здорового образа жизни учащихся

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ.

М. Монтень

Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. Чтобы быть здоровым, необходимо выработать такой стиль жизни, который позволял бы поддерживать физическое, психическое, репродуктивное здоровье, социальное и духовное благополучие.

В тоже время очень часто о ценности здоровья как признака полноценной жизни только говорят, призывают, а на деле многие ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье или хотя бы не наносить ему вреда.

Правильная оценка и прогноз функциональных возможностей человека зависят от знания биологических особенностей своего организма и от умения правильно их учитывать в конкретных обстоятельствах реальной  жизни. В этом и заключаются навыки формирования здорового  образа жизни, основ культуры здоровья.

 

По каким же показателям специалисты оценивают физическое и психологическое благополучие ребенка? Назовем основные:

- наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья;

- гармоничность физического развития, уровень физической подготовленности;

- нормальное или отклоняющееся от нормы функционирования систем организма;

- нервно-психическое развитие;

- сопротивляемость и устойчивость к болезням;

- степень адаптации (приспособления) к меняющимся внешним условиям.

 

По нашим наблюдениям, невысокий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и режиму массовой общеобразовательной школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости.

От первого к девятому классу в последние годы нарастает число детей и подростков:

- с функциональными нарушениями осанки от 10 до 60%;

- с близорукой рефракцией (миопией) разных степеней с 3 в начальных до 35% в старших классах:

- с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта до 6% к девятому классу;

- с заболеваниями органов дыхания до 40%.

 

Из проведенных опросов среди школьников, родителей и педагогов нашей школы, было выяснено, что здоровье является приоритетным для всех категорий опрошенных. Из предложенных социокультурных факторов, обеспечивающих благополучное существование человека, фактор здоровья поставили: школьники – на третье место (отдав предпочтение независимости и материальному благополучию), родители и педагоги – на первое место.

Большинство детей и взрослых считают, что здоровье зависит в большей степени лично от них. Однако на практике, несоблюдение правил здорового образа жизни, объясняют  нехваткой времени, материальных возможностей. Большая часть респондентов, среди подростков,  недооценивают роль конкретных поведенческих факторов в сохранении и укреплении здоровья, не рассматривают употребление курения и алкоголя, как существенную угрозу здоровья. В ходе данного исследования мы выяснили также, что теоретические знания о здоровье и здоровом образе жизни, которыми владеют современные дети и взрослые, отстранены от реальной жизни. Но, несмотря на это,  большинство из них стремятся расширять те знания, которые позволят укрепить их здоровье. А система образования в сельской местности является тем единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

Мы считаем, здоровьесберегающими те методики обучения и воспитания, использование которых приводит к повышению ресурсов здоровья, снижению заболеваемости, способствуют профилактике заболеваний и рискованного поведения.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Каждому учителю следует учитывать три главных фактора, способных повысить риск развития у  обучающихся заболеваний:

 

Фактор условий обучения

Фактор учебной нагрузки

Фактор взаимоотношений учителя и ученика

Условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, полиграфические параметры учебников и др.

Информационная сторона учебного процесса и организация обучения: учебная нагрузка, однообразие видов учебной деятельности

Стиль взаимоотношений педагога и ученика

 

При изучении ряда учебных дисциплин (ОЗОЖ, ОБЖ, экология человека, биология),  ученик получает довольно большое количество информации о здоровом образе жизни. Но знать – еще не значит применять в жизни.

В школе на протяжении нескольких лет  действует практико-ориентированный проект «Школа здоровья», который подразделяется на следующие подпроекты:

- «Информационный»

- «Здоровые традиции»

- «Физическая культура и спорт»

- «Ее величество гигиена»

 

Непосредственно сам проект «Школа здоровья» возглавляет зам. директора по УВР, подпроекты - учителя-предметники, а сами дети, входящие в состав этих подпроектов определяют перечень должностей и распределяют обязанности  между собой. Следует отметить, что из года в год в проект вовлекается все большее количество родителей. Все подпроекты взаимосвязаны и ориентированы на конечную цель формирования здорового образа жизни обучающихся. Рассмотрим более подробно содержание каждого из представленных выше проектов.

1. «Информационный». Функцией данного проекта является работа с информацией: сбор материала, оформление страницы здоровья школьного сайта, диагностика и обработка материала по всем другим подпроектам, выпуск стенгазет, листовок здоровья. Также задачами данного подпроекта являются  подготовка и проведение различных мероприятий: конкурсов, викторин; осуществление связей между классами школы, другими школами, сельским социумом.  Члены данного подпроекта являются своеобразным командным центром всего проекта.

2. «Здоровые традиции». Задачами данного подпроекта является организация походов, экскурсии, выставок, а также праздники здоровья с привлечением родителей, общественности.  В рамках данного подпроекта проходят туристические походы, эколого-краеведческие исследования. Это своеобразная школа выносливости стойкости, мужества, взаимовыручки, упорства в достижении цели, самопознания и познания окружающего мира, общения с природой. Девизом подпроекта «Здоровые традиции» является «Берем в союзники природу».

3. «Физическая культура и спорт». Девизом данного проекта является «Физкультура – альтернатива вредным привычкам». Основой данного подпроекта является организация внеурочных спортивно-массовых мероприятий с привлечением как учащихся, так и родителей: «Веселые старты», марафоны весенний и осенний, «Папа, мама и я – спортивная семья», «Дни здоровья», «Межпоселковые олимпийские игры».

4. «Ее величество гигиена». Целью подпроекта является формирование у учащихся представлений о том, что духовное и физическое здоровье человека зависит  от его образа жизни.  Научиться заботиться о своем здоровье – это значит сохранить его. Задача данного проекта состоит в проведении различных исследований, лабораторных, практических работ и экспериментов. Девизом данного подпроекта является «Хорошее здоровье один их главных источников счастья  и радости человека, его неоценимое богатство».

В конце учебного года проводится ярмарка достижений учащихся. Дети представляют индивидуальные и групповые проекты, презентации, результаты своих исследований, в которых демонстрируют способность к самооценке, самоанализу своего стиля жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своего окружения, умение применять знания о здоровье в практической жизни и стремление расширять эти знания.

 

Скачать