"Орфографические раскраски" на логопедических занятиях

Важнейшей задачей обучения младших школьников является формирование грамотного письма, одной из составляющей которого является система правил написания слов или орфография.

Орфография в переводе с греческого означает "правильно пишу".

Как показывает практика, у детей с речевыми нарушениями формирование орфографических навыков, чаще всего, проходит сложнее, чем у сохранных детей.

  • они допускают огромное количество стойких ошибок на правила правописания;
  • испытывают затруднения в автоматизации орфографических действий, которые длительное время не становятся орфографическими навыками;
  • не умеют переносить усвоенное орфографическое действие на аналогичные задания;
  • не усваивают учебную терминологию и формулировки орфограмм (или усваивают их формально);
  • испытывают трудности интериоризации орфографических действий, т. е. перевод информации из плана внешней речи (умение рассказать о правиле или орфографическом действии) в план внутренней речи (умение выполнить или обосновать действие про себя);
  • имеют недостаточно сформированные или неавтоматизированные навыки самоконтроля (особенно предварительного и текущего) и самокоррекции.

Главным в обучении правописанию является: применение орфографического правила.

Применение орфографического правила подразумевает решение орфографической задачи: поиск объекта орфографической задачи – орфограммы, определение ее качества, соотнесение с соответствующим правилом, применение правила, выбор правильной графемы 

Каждый из этих шагов потенциально опасен, так как уже первый шаг (поиск опасного места в слове, то есть орфограммы) представляет для обучающегося большую сложность.

Можно сделать вывод, что способность обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением. Способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью. Ребенок с низким порогом орфографической зоркости никогда качественно не овладеет орфографическими навыками.Таким образом, при формировании орфографических навыков система коррекционно-образовательной деятельности в первую очередь должна быть направлена на формирование психических функций, лексико-грамматических навыков, орфографической зоркости.

Изучение и закрепление материала на логопедических занятиях часто организуется однообразно и предсказуемо: объяснение, чтение, выполнение. Такая монотонность и стереотипность логопедической деятельности не вызывает у ребенка эмоционального отклика, не "включает" его активность в познании, а это значит, что изученный материал станет (а может, и не станет) одним из "серых кирпичей" (а может, "глиняной массой") в системе знаний. Материал будет понятен в большей или меньшей степени, но попадет ли он в долговременную память?

К сожалению, многие предпочитают и другой стереотип: в тетради можно писать только синей ручкой, подчеркивать только простым карандашом, и отступать от этих "правил" нельзя ни в коем случае. А ведь на самом деле детям нравятся яркие краски и насыщенные цвета. Существуя в однообразном сине-белом мире школьных тетрадей, дети испытывают "зрительный голод", а это ведет к пассивности, затуханию мыслительной деятельности и быстрому забыванию изученного материала.

Для активизации деятельности мозга ребенку нужны разнообразные внешние раздражители: цвет, звук, картинка, запах; ему недостаточно только созерцания: он имеет "потребность ощущать осязательно и моторно". Почему ребенок (да и взрослый человек) обращает внимание на яркую рекламную картинку, даже если увидел ее мельком? Потому что современные PR-менеджеры (да-да, именно они сегодня лучшие знатоки психологии восприятия) знают, как "зацепить" внимание, как вызвать интерес.

Поэтому изучаемый материал тоже надо подать, он должен быть "вкусным", интересным, привлекательным, ведь "наиболее благоприятная из всех сфер воздействия на ребенка" - это эмоциональная сфера. Так почему бы не воспользоваться теми идеями, которые разрабатывают рекламщики? Один из рекламных приемов - "тизер" (англ. "teaser" - "дразнилка").

Это сообщение, которое содержит картинку и описание-заголовок. Основная цель тизера – заинтриговать, вызвать эмоциональный интерес, любопытство и желание узнать подробности. А потому, чтобы повысить активность детей и задействовать эмоциональную память, была разработана серия "Орфогра раскрасок" по темам, изучаемым в 1-4 классах. Это та наглядность, которую ребенок не просто рассматривает на экране или на странице книги, а может создавать сам.

Логопедическое занятие превращается в освоение научной информации через язык образов. В такой наглядности "взаимоотношения лингвистических объектов смоделированы учителем-логопедом и могут быть расшифрованы учащимися". В активный процесс познания оказываются вовлечены все дети: кто-то высказывает предположения, кто-то приводит примеры, а кто-то просто слушает и оформляет свою раскраску (и не надо ему мешать).

Исходя из принципов нейрофизиологии, при такой работе включаются все репрезентативные системы, свойственные человеку:

  • аудиальная ("я слышу");
  • визуальная ("я вижу");
  • кинестетическая ("я чувствую и делаю");
  • логическая ("я понимаю").

Для большинства детей предпочтительнее визуально-аудиально-кинестетическая подача материала, нежели вербально-логическая, и работа с раскраской при одновременном объяснении учителя-логопеда позволяет оптимизировать процесс усвоения материала.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!