История в школе – интересный, но в то же время довольно непростой предмет, поскольку объем изучаемого материала достаточно обширен по сравнению с другими общеобразовательными предметами.
Одной из проблем для школьников при изучении истории является большое количество понятийного аппарата, сложность запоминания дат, имен и фамилий, понимание связи тех или иных событий, ориентация в географическом пространстве.
Поэтому в опросах "Какой предмет в школе тебе интересен?" очень редко можно встретить ответ школьника, что история для него является интересна. Почему же так происходит? Очень часто начало изучения истории заинтересовывает обучающихся, но через 2-3 урока замечаем, что интерес уходит. Это связано с тем, что появляется много незнакомых, но "почти одинаковых" исторических имен и начинается "путаница", ребенок теряется.
Зачастую школьники не видят логической связи между происходившими процессами и их последствиями. Потому перед педагогом встает вопрос: как понятно и доступно объяснить ребенку ход всего исторического процесса, как сделать так, чтобы временные рамки события надолго закрепились в его памяти
Очень важно научить ребенка рассуждать, проводить анализ, находить достоверную информацию, сравнивать и уметь группировать исторический материал. Безусловно, для результативности процесса педагогу необходимо подойти к обучению творчески.
Самым важным методом и одним из главных, на мой взгляд, является связь истории с современностью, с настоящим. Для современного ребенка, живущим в мире гаджетов и компьютерных технологий, история не кажется чем то важным, что может повлиять на его жизнь. Для ребенка более важны те события, которые происходят сегодня в нашей жизни.
Поэтому прошлое станет для обучающегося интересным, если он увидит и уловит ту невидимую связь прошлого и настоящего, если у него возникнет понимание необходимости исторического опыта прошлых лет, ведь тогда он, по сути, сможет предугадать и понять возникновение будущих политических, социальных и экономических процессов своего будущего, возможно он поймет, что сможет каким то образом и повлиять на эти события, зная историческую закономерность развития общества.
Например, развитие общественной мысли на различных этапах истории можно связать с существованием современных СМИ, так называемым блогерством, и показать, как современная общественная мысль влияет на формирование общественного мнения, на то общественное сознание, которое существует в обществе, проанализировать сходства и различия, тем самым подвести школьника к умозаключению о том, почему тогда общественная мысль была другой и с чем это связано. Очень важно проводить линии сравнения между прошлым историческим событием и современным, между персоналиями прошлого и настоящего.
Нередко обучающиеся возражают: Мне не нужна история. Зачем мне ее учить? К сожалению, но это факт, поскольку уже школьники определяют свое дальнейшее обучение с будущей профессией, возможно в силу заинтересованности, возможно в силу материального благополучия ("все равно в тот ВУЗ не поступлю, так как обучаться в нем трудно и дорого, поэтому выбираем, где проще или бесплатно").
На данный вопрос опять-таки нужно дать аргументированный ответ, ссылаясь на связь современности с прошлым, и уметь при изучении любой исторической темы уметь провести эту связь. Например, изучая тему Средневековья "Объединение Англии" или "Объединение Франции", в частности образование сословно-представительных органов таких как Генеральные штаты во Франции, или Парламента в Англии, мы можем провести линию сравнения с Государственной Думой в РФ или Федеральным собранием в РФ, указав на сходства и различия этих органов, тем самым подчеркнув важность знания данных процессов и их динамического развития, влияние этих органов на образование той или иной формы государственности.
Здесь важно акцентировать внимание школьников также на том, что знание таких процессов позволяет им быть грамотным и интересным собеседником, разносторонне развитой личностью, что позволит обрести авторитет в социуме. Т.е воспитательный момент, которые дети все-таки любят слушать с интересом на уроке, он же является моментом переключения внимания школьника, помогает сконцентрировать внимание ребенка и увлечь его в дальнейшее понимание истории, так как у школьника появляется потребность понять следующее событие и установить взаимосвязь с современностью.
И, конечно, формы работы на уроке истории должны быть разнообразны, для каждой возрастной категории это определенная форма работы. При этом формы и методы должны иметь также тесную взаимосвязь с современной жизнью.
Так, например, это могут быть деловые игры, политические шоу, дебаты, судебные заседания, информационно-новостные программы, прямые эфиры и т.д., то есть обучающийся, вероятнее всего видел и знаком с подобными передачами, так как все это транслируется на телевидении, поэтому детям будет интересно быть в роли и в тоже время они будут заинтересованы преподнести информацию так, что бы понятна она была всем, потому что возможно еще предстоит отстоять свою позицию, доказать и аргументировать ее. А это и есть цель и задача педагога - научить ребенка рассуждать, проводить анализ, находить достоверную информацию, сравнивать и уметь применять свои знания.