Деловая игра по обществознанию 10 класс: Монетарная политика государства в условиях рыночной экономики

Автор: Автономова Альбина Рашидовна, МБОУ «Лицей №1», учитель истории и обществознания, р. Татарстан, г. Зеленодольск.

 

Конспект урока обществознания в 10 классе. Блок «Экономическая сфера общественной жизни».

Тип урока - деловая игра.

Деловая игра рассматривается как практическое занятие, дополняющее теоретическое занятие (в форме эвристической беседы, урока-лекции и пр.) по теме «Роль государства в рыночной экономике» («Роль правительства», «Методы государственного регулирования экономики» и т.п.). Гип игры: игра-взаимодействие.

Непосредственно перед началом игры целесообразно обрисовать ее общий ход, показать роль каждого из участников в имитируемой ситуации.

Роль преподавателя сводится к обязательной проверке информации, которую одна группа передает другой (так как, если расчеты произведены неверно, то это повлечет за собой дальнейшие ошибки и занятие потеряет смысл), корректировке (в случае необходимости), комментариям (позволяющим еще раз объяснить экономические закономерности процесса). В конце игры определяет выступающего из каждой группы для рассказа о своих действиях. О том, что будет такое задание, группу ориентирует заранее без определения конкретного лица. Это стимулирует работу каждого члена группы.

Роль участников: Каждая группа выполняет в ходе игры свои функции, производит промежуточные вычисления и передает данные другой группе. В конце игры представители каждой из групп выступают с рассказом о своих действиях

 

Цель игры. Моделирование деятельности центральных регулирующих органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной банковской системы.

Задачи игры:

-  Рассмотреть цели и механизмы проведения налоговой политики.

- Определить влияние применяемых кредитных методов воздействия на объемы производства.

- Определить доминанты, влияющие на принятие предпринимателем тех или иных решений

Подготовка игры.

-  Изготовить карточки-указатели с цветовой идентификацией: «Министерство финансов», «Автопромышленники», «Федеральный банк», «Коммерческие банки».

- Разделить класс на группы по 4-6 человек. Определиться с функциями каждой из групп.

- Раздать каждой из групп распечатанные заранее задания и карточки, соответствующих указателям цветов, для передачи информации.

- Ознакомить всех участников с первоначальной экономической ситуацией, складывающейся на автомобильном рынке страны.

(запись на доске, экране).

Ожидаемый спрос на автомобили - 10 млн. шт.

Автопромышленники могут изготовить - 15 млн.шт.

Средняя цена (в игре совпадает со стоимостью) - 2,2 тыс. дол.

Норма прибыли - 10%.

Налог на прибыль — 40%.

 

Ход игры.

I. Каждая группа получает задания и приступает к поэтапному их выполнению.

Министерство финансов. (решения)

- Р1 = 3 млрд. долл. К1 = 30 млрд. долл. (1 автомобиль: капиталовложений 2 тысячи, прибыль 0,2 тысячи долл.)

- Р2 = 2 млрд. долл. К2 = 20 млрд. долл.

- 30 - 20 = 10 млрд. долл. Избытка

- налог вырос на 10%, по условиям капиталовложения сократятся также на 10%. КЗ = К1 - 10% от К1 = 30 - 3 = 27 млрд.: долл.

- КЗЖ2            (27 >20).

Министерство финансов. (карточки для передачи)

1.Федеральному банку.

- Требуемый объем капиталовложений » К2) - (заполняется после решения)

- Капиталовложения после повышения налогов до 50% - (заполняется после решения)

2. Автопромышленникам.

 Новый налог на прибыль составляет - (заполняется после решения)

 

Федеральный банк.  (решения)

1. От Министерства Финансов - КЗ = 27 млрд. долл. К2 = 20 млрд. долл.

2. От Коммерческих Банков - Д1 = 22 млрд. долл. Д2 = 20 млрд. долл.

3. СК = КЗ - Д2 = 27 млрд. долл.-20 млрд. долл. = 7 млрд. долл.

4. Да

5. Выпустить облигации под высокий процент, чтобы коммерческим банкам было выгоднее купить их, чем тратить деньги, выдавая кредиты.

Повысить учетную ставку процента за кредит, который вы даете коммерческим банкам, а это, в свою очередь, приведет к росту процента за кредит, которые автопромышленники получают от коммерческих банков и снизит капиталовложения в отрасль.

6. ДЗ = Д1 - 4 млрд. долл. = 22 млрд. долл. - 4 млрд. долл. = 18 млрд. долл.

7. 7 млрд. долл. (СК) + 18 млрд. долл. (ДЗ) = 25 млрд. долл.

8. Нет: 25 млрд. долл. > 20 млрд. долл.

9. На 5 млрд. долл.

10.У2 = У1 + 2% = 8%

     П2 = П1 +2% = 9%

11. Да.  Повышение процента на 2 единицы приведет к снижению займов на 5 млрд. долл., общий же их объем достигнет необходимого размера - 20 млрд. долл.

 

Далее скачать полную версию   Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обществознание, 10 класс, игра

Добавить комментарий