Принципы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Каждый год в общеобразовательные учреждения обращаютя родители, дети которых имеют отклонения в развитии.

Это не только часто болеющие дети, дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания понимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серъезными проблемами (ДЦП, ЗПР, эпилепсия, аутизм).

У большинства учеников с ограниченными возможностями при обучении отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя начальной школы.

Обучая детей ОВЗ в начальной школе по адаптированной программе обучения, на каждом уpоке ставятся коррекционно-развивающие задачи такие, как развитие связной и устной речи, развитие связной письменной речи, а также развитие внимания

На уроках дети охотнее выполняют самостоятельные упражнения и практические работы, чем познавательные задачи. Учащиеся выполняют задания на уровне, доступном им, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета. Свои объяснения педагог совмещает с показом и демонстрацией.

Картинки дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта (метод наблюдения). Также применимы игровые технологии на уроках, такими уроками удобно дать учебный материал, а ребенку с ОВЗ удобно его освоить, появляется привычка сосредотачиваться, и мыслить самостоятельно.

Реализуя педагогические технологии в практическом преподавании, педагог обеспечивает следующую систему дидактических принципов:

  1. Игровой – словарный запас обогащается, осваивается структуирование языковых форм.
  2. Наглядность - наглядность использовать как источник знаний.
  3. Наблюдательность – использовать как зрительное восприятие.
  4. Научность - заключается в том, чтобы максимально приблизить изложение основных понятий и теории к уровню современного понимания наиболее важных вопросов науки.
  5. Доступность – обучение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Примеры игровых принципов: игра "Слушай звуки", с помощью звуковых сигналов учащиеся различают звуки животных, явления природы (воды, ветра, грома). Игра "Что напутал художник". На доске развешиваются картинки например рак, а подписано мак, роза – коза, кит – а на картинке нарисован кот и т.д. Дети должны подобрать правильную букву и вставить в слово.

Или еще пример, игра "Занимательное словечко", перед обучающимся раскладываются карточки в два столбика с разными словами, красочно оформленные, а в этом слове зашифровано еще одно слово, нужно по буквам отгадать зашифрованное слово. В результате после таких занятий учащиеся быстро усваивают учебный материал. B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности: животные, растения, полезные ископаемые – это естественная наглядность. Обучающиеся с интересом на уpоках окружающий мир рассматривают гербарий или совместно с учителем собирают коллекцию из природных камней.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений. На уроке, проводя опыт, набрав в 250 мл стакан снега, наблюдается, что снег растаял уровень воды стал 70 мл. Объем воды по сравнению с обьемом снега меньше на 180 мл. Поэтому объем снега, больше чем уровень воды.

А вот если взять комочки чистого и грязного снега, можно узнать, какой быстрее тает. Положив комочки снега под обычную настольную лампу, мы наблюдаем, что грязный снег растает быстрее. Под действием световых лучей белый снег отталкивает световые лучи, а темный, грязный их наоборот поглащает. Учащиеся с легкостью усваивают подобные уpоки и запоминают весь процесс происходящего. В начальной школе особую роль играет объемная наглядность в виде муляжей, фигур, макетов. Плоскостные же фигуры, наоборот уменьшают восприятие.'

Обучающимся с ограниченными возможностями сложно сосредоточить свое внимание на уроках, поэтому учителя в начальной школе используют принцип набдюдательности. Дети записывают слова в определенную колонку синюю, красную, зеленую, если пешеход переходит дорогу на зеленый свет светофора, значит в зеленую колонку, небо, соответственно в синюю и т.д.

Или слова начинающиеся на букву "м", слова относящиеся к транспорту, мебели, посуде. Показывая учащимся картинки, а затем расспросив о всех деталях каие запомнил ученик, учитель вырабатывает на каждом уроке наблюдательность. Пазлы, лего соединенные в единое целое по частям представляют фрагмент картины, или окончательный ее результат, что положиельно сказывается на эмоциях учащихся.

Качественное образование в начальной школе для обучающихся с ограниченными возможностями должно быть доступно. Для этого при обучении выполняется цикл определенных принципов. Проведя непрерывной линией в ограниченном пространстве, при этом произнося звуки – з-з-з-з (летит комарик), ж-ж-ж-ж (летит пчелка), ш-ш-ш-ш (ползет змейка) и т.д. формируется развитие слухомоторной координации и слуховое внимание.

Обучение проведений линий по контуру и штриховка обычного круга, квадрата, овала, треугольника, в начале пальцем, а затем карандашами или фломастерами формирует базу графических навыков. Выкладывание узоров из плоских геометрических форм на парте в ограниченном пространстве с последующей зарисовкой. Используются дидактичекие задания: "Собери и зарисуй графику", "Разложи и зарисуй – мостик – дощечку", "Сложи и зарисуй (машинку, фонарик, куклу)" и др.

Благодаря методам и принципам обучения дети научатся определять, находить и подавать названные предметы, выбрав из ряда объектов. Хорошо ориентируется в пространстве и узнают объекты помещения: в гостиной, кухне, туалетной комнате. Понимают простые предлоги с пространственным значением ( в, на, под), умеют устанавливать взаимно-однозначные соответствия, распознают цифры, обозначающие номер дома, телефона и др.

Отлично различают части суток, соотносят действие с временными промежутками, составляют и прослеживают последовательность событий, определяют время по часам, соотносят время с началом и концом деятельности.

В заключении хотелось бы сказать что в стране очень много учебных заведений для детей с различными видами отклонений в развитии. На базе таких учреждений pаботает команда педагогов, которые помогают детям с тяжелыми дефектами речи овладеть устной речью, научиться полноценно общаться в обществе, что является базовой основой для социализации в обществе.

Наша педагогическая задача, это исправление и подготовка детей к возможному поступлению в массовую школу. Приведенные данные методы работы могут быть использованы педагогами на уроках с детьми с ограниченными возможностями в начальной школе. Такой урок будет интересен учителям разных специальностей и разных квалификационных категорий, частично или целиком также успешно может быть использован молодыми специалистами, практикующими в начальной школе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!