В статье освещается современная проблема инклюзивного подхода в воспитании детей и устранение дискриминации в образовательном процессе.
Любой школьник имеет право на качественное образование, что способствует созданию в образовательных учреждениях благоприятной среды, позволяющей получать знания и способствующий этому.
Инклюзивное образование в отечественной педагогике является не новым и освещается широко. Концепция инклюзивного образования в российской педагогике исследуется в работах С. Я. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина.
Формирование базовых умений и навыков в инклюзивном классе использует подход, концентрированный на ребёнке, а не на взрослом, где во главу угла ставятся нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные компетенции преподавателя. Это применение индивидуальных планов обучения, взаимодействие и командная работа преподавателей и школьников.
Инклюзивным образованием признается развитие общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в области удобства различных нужд всех школьников, обеспечивающий доступность к образованию для особенных детей. Инклюзией признается полноценное вовлечение детей с разными возможностями в школьную среду, которые с радостью принимают участие все без исключения дети.
Основным принципов инклюзивного образования выступает своевременное вмешательство и объединение детей с особенностями в дошкольных учреждениях, что является важным этапом для ребенка и общества.
Образовательное учреждение обязана решить задачи успешного осуществления инклюзивного образования, то есть удовлетворить потребности всех школьников. Разрешение многих проблем это естественный процесс для преподавателей, постоянно взаимодействующие с детьми и родителями.
Опыт показывает, что школьники с особенностями развития взаимодействуя со своими здоровыми одноклассниками в инклюзивной среде развиваются ускоренными темпами, чем дети находящиеся в спецшколах. Это наиболее видно, когда преподавательский состав школы преследуют цель поддержания социализации, и численность школьников с особенностями развития поддерживается в естественном соотношении к остальным ученикам в школе.
Инклюзивная среда улучшает социальную компетенцию и коммуникацию детей с особенностями развития со своими здоровыми одноклассниками выступающие носителями модели социальной и коммуникативной компетенции, характерные этому возрасту.
Инклюзивная среда насыщена учебными программами, результатом которого служит улучшение навыков и академических достижений. Социальная адаптация школьников с особенностями улучшается в инклюзивных классах обучения малых групп. Школьники «переступают» инвалидность другого сверстника, работая с ним над задачами в малой группе. Потихоньку здоровые сверстники осознают, что у них со сверстником с особенностями развития много общих интересов.
В инклюзивной среде дружественные отношения между детьми с особенностями развития и здоровыми это обычный процесс. Это заметно, когда дети с особенностями ходят в школу недалеко от места проживания, и, соответственно встречаются со своими сверстниками за пределами образовательного учреждения. Преподаватели принимают активное участие установления и укрепления такого взаимодействия.
Созданию эффективной, гибкой, ориентированной на школьника системы сопровождения в инклюзивной среде важным инструментом является тьюторство. Тьютор инклюзивного образования – это помощник - педагог либо специалист, проводящий дополнительные уроки. Главной задачей тьютора является поддержка школьника в его самостоятельных начинаниях по социализации и адаптации к обычной жизни среди детей без особенностей.
Инклюзивное образование в нашей стране испытывает трудности в развитии, так как до сих пор не проработана программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых детей и взрослых. Существует серьёзная проблема совмещения темпов преподавания и объёма знаний, доступных детям с ограниченными возможностями и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения.
Инклюзивное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу. Для достижения этой цели нужна концентрация общественных, образовательных, технических, кадровых, медико-оздоровительных, научных и других ресурсов.
Нужно не только организовать совместную ведущую деятельность обучающихся, но и создать условия для общения в учебных, трудовых, жизненных ситуациях, объединить усилия преподавателей школ, которые участвуют в профессиональном становлении лиц с ограниченными возможностями.
Чтобы молодые люди с ограниченными возможностями стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, нужно создать условия: корректировка целей и учебных планов согласно способностям и потребностям инвалидов, профессиональное обучение с помощью разумного приспособления, психолого-педагогическая и социально-реабилитационная адаптация.