Статья "Пути совершенствования урока русского языка"

На современном этапе развития педагогической науки отечественными исследователями разработаны направления совершенствования процесса обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях образования в условиях классно-урочной его организации.

Приведу главные...

  1. Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
  2. Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
  3. Совершенствование на уроках методов и средств обучения, которые активизируют деятельность учащихся.
  4. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
  5. Оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).
  6. Создание на уроках благоприятных эмоционально-деловых отношений.
  7. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
  8. Интенсификация учебного процесса путем научной организации труда учителя и учащихся.
  9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
  10. Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем и учениками.
  11. Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.

Попробую обобщить наработанный учителями опыт усовершенствования урока русского языка на примере организационного этапа.

В педагогической практике часто можно наблюдать, что учитель долго не может успокоить учеников, когда начался урок. Причин подобной ситуации несколько, среди них: объективные – психологические особенности детей и субъективные – у детей в совершенстве не сформированы такие качества личности, как организованность и дисциплинированность.

Организация учащихся к уроку не должна отнимать много времени, впоследствии может вообще длиться меньше минуты, но должна характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психической энергии и работоспособности.

Организационный момент урока нацелен на подготовку учащихся к продуктивной работе. Для этого учитель должен уметь определить эмоциональный фон класса, при необходимости — усилить или скорректировать его. Процесс речевого взаимодействия учителя с учениками начинается с приветствия, которым учитель задает тон общению, заряжает позитивным настроением, передает свое доброжелательное отношение: "Доброе утро! Сегодня хорошая погода, и настроение у вас, вижу, тоже хорошее".

Значение слова "вижу" означает, что учитель хотел бы видеть хорошее настроение у учеников. При этом можно использовать следующие модели: оптимизирующие ("Рада вас видеть. Нас ждет сегодня необычный материал...", "Подобное мы уже делали, поэтому вы с этой задачей легко справитесь. Попробуем закрепить успех"), нейтральные ("Проверьте готовность рабочих мест. Настройтесь на серьезную работу")

Организационный этап каждого урока призван создавать атмосферу доверия и доброжелательности, обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологический настрой учащихся на нормальную работу. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Перефразируя выражение "Как назовешь корабль, так он и поплывет", на практике убедилась: как начнешь урок, так он и пройдет. Поэтому советую с самого начала урока создать рабочее настроение в классе, чтобы все обучающиеся почувствовали объективную потребность во внутренней готовности воспринять учебную информацию и действовать в ней.

Учитель должен за считанные секунды оценить ситуацию, почувствовать психологическое состояние учащихся и выработать "стратегию" организации класса до урока. Чаще всего приходится действовать экспромтом. И здесь необходимо иметь при себе "боеприпасы". Таким арсеналом обладает каждый учитель. Это – слово, улыбка, взгляд. Главное - самому настроиться на положительный эффект.

Так как же можно начать урок? Предлагаю несколько вариантов начала урока, которые использую в своей практике:

Поэтическое приветствие

Начните урок стихотворными строками. Например:
а) Прозвенел уже звонок:
Будем начинать урок.
Времени мы не теряем.
Работу скорее начинаем.

б) Ну-ка, дети, поднимитесь!
Все приятно улыбнитесь.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок!

Подберите поэзию, которая создаст позитивный настрой, раскроет ученикам красоту слова.

Родной язык – народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.

Еще больший эффект будет иметь эпиграф к уроку, записанный на доске и прочитанный учителем или учениками.

Музыкальное приветствие
Никаких слов, только музыка, которая настроит на урок, будет перекликаться с темой. Учитель может использовать мелодии русских народных песен, классическую музыку, даже современную популярную музыку.

Рисуночное приветствие

Использую для этого смайлики. Есть несколько вариантов такого приветствия: прикрепляю на доске смайл "Радость" и желаю всем ученикам хорошего настроения, легкого усвоения темы.

Смайл

Предлагаю ученикам выбрать "Смайл урока" среди предложенных.

Предлагаю выбрать смайл урока

Ученикам, выбравшим "грустные" или слишком веселые смайлы, советую настроиться на работу. Важно использовать этот прием и в конце урока, во время рефлексии. Ученики могут смайликом показать свои впечатления от урока, изменилось ли их настроение за время урока. Это позволит учителю проанализировать свои ошибки, найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Мини-тренинг или разминка

Современные ученики с интересом выполняют те виды учебной деятельности, которые дают им материал для размышлений, возможность проявлять инициативу и самостоятельность, требуют умственного напряжения, изобретательности и творчества. Ведь критическое мышление – это сложный процесс, который начинается с привлечения информации и заканчивается принятием решения.

Неотъемлемый элемент структуры уроков по использованию стратегии критического мышления – это разминка (или мини-тренинг). Она помогает создать психологический климат, способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению авторитета учителя, психологической разгрузке учеников, которые за день имеют 6-7 разных уроков), настраивает детей на активную и плодотворную индивидуальную, парную, групповую формы работы.

Реализация стратегии критического мышления в рамках классно – урочной системы обучения ограничивает разминку коротким промежутком времени от 3 до 5 минут. Но даже за этот период можно сделать многое. Нужно только критически оценивать возможности разминки, расширить ее функциональные границы.

В своей педагогической практике нередко использую разминки для мотивации обучения, для ненавязчивого формирования цели и задач урока. Благодаря разминке создаются условия, при которых цель и задачи учебного процесса, определенные учителем, осознаются каждым учеником как личностно значимые. С психологической точки зрения разминка — это своеобразный способ избавиться от негатива, дискомфорта, почувствовать себя защищенной частью дружного коллектива.

Разминка извне похожа на интересную игру, но несет в себе глубокую информацию, которая готовит почву для восприятия нового материала. Применяю мини-тренинги, когда вижу, что ученики пришли на урок слишком возбужденные, эмоциональные, не могут быстро "включиться" в работу. Предлагаю тренинг в непринужденной форме, быстром темпе, не заставляю всех выполнять задания. Но, как правило, дети привыкают к таким организационным моментам и активно участвуют в тренинге.

Предлагаю несколько вариантов таких разминок:

Мини-интервью
После приветствия даю четкую инструкцию: "Интервью за 1 минуту. Отвечаем прилагательными (наречиями, глаголами, словами с приставками –раз,- рас и т. д". Выбор вопросов и ответов зависит от языковой темы предыдущего урока, помогает применить на практике приобретенные знания. Например:

К теме "Прилагательное"
- Каким был предыдущий урок? (тяжелым, интересным…)
- Какой была перемена? (веселой, короткой…)

- С каким настроением вы пришли на урок? (хорошим, грустным, чрезвычайно веселым…)
- А какая сейчас должна быть обстановка на уроке, чтобы вы смогли усвоить новую тему? (рабочая)
- Итак, давайте создадим такую рабочую атмосферу.

К теме "Наречие"
- Как работалось вам на предыдущем уроке? (хорошо)
- В каком темпе выполняли домашнее задание на сегодняшний урок? (на скорую руку)

- Когда прозвенел звонок на урок? (недавно)
- Почему некоторые из вас опоздали на урок? (непреднамеренно)
- Как надо сейчас работать, чтобы догнать потерянные минуты урока? (настойчиво, быстро, продуктивно)

"Имя с рисунком"
Все садимся в круг, а каждый ученик рисует на бумаге вещь, которая, как он считает, лучше всего его характеризует. Подписывает рисунок своим именем. Все по очереди демонстрируют рисунки группе и объясняют, почему выбрали этот образ. После презентации вешают все рисунки на стене в классе. Этот прием советую использовать на вступительных уроках в 5 классе или в рамках презентации проекта "Мое имя" в 6 классе.

"Комплимент"
Урок начинается с того, что учитель подходит к первому ученику и говорит: "Ты мне нравишься, потому что ты очень добрый". Ученик поворачивается к соседу и продолжает комплимент: "Ты мне нравишься, потому что ты серьезный" и т.д. Как разновидность этого упражнения на занятиях по спецкурсу "Основы журналистики" практикую упражнение "Плюс-минус".

Суть его в том, что ученики становятся в круг, первый ученик кладет руку на плечо соседа слева и называет не только положительную (+), но и отрицательную (-) черту характера, от которой необходимо избавиться. (обязательно в корректной форме)

Например, "Ты смелый парень, но попробуй больше доверять окружающим". Ученики могут при желании не называть"минус" своего товарища, а если ученик не хочет услышать свой "минус", то после слова но говорит "Стоп". Сначала в классе часто слышится "стоп", но постепенно все стремятся выслушать мнение товарищей, пытаются исправить "минус". Рекомендую повторять такую разминку хотя бы через месяц. Считаю, что учащиеся таким образом приучаются к критике, но не оскорбляют при этом человеческое достоинство товарища.

"Психологическое наставление"
Вот какими могут быть варианты начала урока:

"К успеху"
- Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того, чтобы справиться на уроке с заданиями, будьте старательными и послушными. Задания наши такие (можно оформить как девиз урока):

Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать.

"Самонастройка"
- Положите руки на парту, закройте глаза и говорите:
Я смогу сегодня хорошо работать на уроке.
Я личность творческая.
Я желаю всем одноклассникам успехов на сегодняшнем уроке.

В "Поймай мое настроение"
Детям предлагается поработать в паре и договориться, кто начнет свои действия первым.
Дети выполняют действия, которые называет учитель.
- Улыбнитесь, "снимите" улыбку со своего лица ладонью и "бросьте" своему соседу. "Поймайте" улыбку, "украсьте" ею свое лицо.
- Изобразите на лице еще любую эмоцию, "подарите" ее своему товарищу.

"Девиз творческих и изобретательных"

Детям предлагается перед началом работы произнести следующие слова:
Выдумывай, пробуй, твори!
Ум, фантазию прояви!
Активным и внимательным будь
И про смекалку не забудь!

Важнейшими средствами, с помощью которых ребенок творит самого себя, развивает свой внутренний духовный мир, является игра и речь. В процессе игры ребенок знакомится с окружающим миром. С изучением языка ребенок приобретает систему коммуникаций, которая позволяет ему отойти от имеющегося мира и говорить о вещах, обособленных в пространстве и времени. Речь является мощным средством для обретения нового жизненного опыта, она побуждает ребенка к активности.

Когда ребенок умеет правильно и грамотно выразиться, то он легко может завязать контакты как со сверстниками, так и со взрослыми. Коммуникабельность и успеваемость ребенка в школе в значительной степени зависят от его умения высказаться, а также и от того, насколько хорошо он владеет языком и приносит ли ему радость общение с другими детьми.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, русский язык