Все мы прекрасно знаем, уважаемые коллеги, что у детей с ЗПР речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, об окружающем мире формируются с запозданием.
Важные и фундаментальные способности ребенка – познавательная активность, любознательность, доверие к другим людям, целенаправленность не могут возникнуть сами по себе.
Развитие их у детей с задержкой психического развития (ЗПР_, требуют прямого участия взрослого, а именно специалиста. Очень важно внимание и правильное воспитание, так как характер, функциональные способности центральной нервной системы обусловлены не только наследственными факторами, но и взаимодействие с окружающей средой.
Как правило, дети с которыми мы работаем отстают от нормы на 2, 3 года и соответственно их уровень актуального развития мы можем приравнять к ребенку 2-3 лет с нормой в развитии. А этот период у детей раннего возраста – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает: предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес.
Дети любят исследовать новые объекты, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, наблюдать. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире. Ребенок ежедневно учиться чему-то новому, интересному.
Задача педагога при взаимодействии с ребенком, имеющим задержку психического и речевого развития – это развитие предметной игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности данного возрастного периода. Именно в ней происходит приобщение к культуре основных новообразований: речи, познавательной деятельности, наглядно-действенного и образного мышления.
Основой развития является сенсорное познание мира, дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать, поэтому незаменимыми помощниками учителя-логопеда в формировании и развитии психо-речевых процессов являются сенсорные коробочки.
Сенсорные коробочки представляют собой емкости с разнообразными наполнителями. Это могут быть контейнеры, картонные коробки или любая другая коробка, миски или сундучки – в зависимости от того, что есть под рукой, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам отличающимися формой, размерами, весом, составляющими
С чего начать? С простого, с установки контакта с воспитанником. Чтобы привлечь его внимание хорошенько закопайте бусины, камни и ракушки в сыпучей части наполнителя коробки. Приготовьте отдельную баночку или шкатулку, куда ребенок будет складывать находки. Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку.
Если ребенок первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у него, называя его по имени и тут же сами отвечайте, комментируя каждое действие ребенка: "Что это?", "Оно тяжелое или легкое?", "Какого цвета этот камушек (ракушка, бусинка)?". Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: "Давай положим эту, например, белую ракушку в шкатулку!". Соберите полную шкатулку сокровищ в завершение игры.
Каждый раз, организуя учебную деятельность с ребенком ОВЗ, предлагайте ему взаимодействовать, экспериментировать с разными материалами, например, сыпучими крупными и мелкими крупами (манкой, гречкой, рисом). Обучая при этом ребенка выполнять различные действия с предметами правильно держать предмет, насыпать, высыпать, пересыпать, просеивать. При этом многократно комментировать действия свои, а затем и действия ребенка.
Далее, опираясь на лексические темы, можно импровизировать и с помощь "сенсорной коробочки", создавать игровые ситуации, последовательные действия, способствующие пониманию речи, накоплению словаря, как пассивного, так и активного, формированию и развитию грамматического строя речи, фразовой речи, диалога, а также развитию фонематического восприятия, четкости звукопроизношения, параллельно идет формирование элементарных математических представлений (отработка порядкового счета, изучение геометрических фигур), а главное эмоционального настроя ребенка на учебную деятельность.
Это могут быть и огород, и фермы для домашних животных, сафари для диких животных жарких стран птичник для домашних птиц и т.д.
"Сенсорная коробочка" незаменимой будет и при формировании правильного звукопроизношения и отработки поставленного звук, решая главное, что необходимо детям ЗПР – многократное повторение. Играем в игры типа "Накорми поросенка", "Накорми вороненка". Например, "Корми поросенка и повторяй: са-са-са; да-ды-до-ду; санки-санки-санки-санки и т.д. или игра "Клад" - спрятать клад (фигурку, предметную картинку), который поросенок или вороненок найдет, а ребенок назовет, например, "это рак" и т.п.
Сезонные сенсорные коробочки наполненные в соответствии с текущим временем года помогают познакомить детей, имеющих задержку в развитии с разными временами года, закрепить их последовательность и признаки.
Зимняя сенсорная коробочка заполнена, например, искусственным снегом, лопатка, грабельки, песочные формочки. Дети с удовольствием лепят снеговика, строят снежные башни, делают снежные фигурки. Особенно, когда на улице снега нет.
Или зимняя сенсорная коробочка "снегом" – рисом (можно взять манную крупу), в котором "растут" елки из разных материалов и величины. Имеются фигурки деда Мороза, Снегурочки, снеговика, мультипликационных героев (из "киндер-сюрпризов"), прозрачные камешки-льдинки, ведерки, лопаточка, пластмассовая ложечка.
Весенняя сенсорная коробочка – это кинетический песок серого цвета, первые одуванчики и нежные листочки – марблсы, фигурки насекомых, камешки, которые так интересно разглядывать и фантазировать, на что они похожи.
Летняя сенсорная коробочка наполнена морским песком (можно использовать пшенную крупу) и причудливыми ракушками, фигурками морских или речных обитателей, камешками и разноцветными марблсами. Второй вариант летней коробочки – искусственная травка (газон), игрушечные деревья, марблсы, фигурки насекомых, пушистые белые облака – вата, прищепки в виде цветов.
Содержимое осеннего сенсорного сундучка – это фасоль, семена, крошечные муляжи осенних даров – фруктов, овощей, грибов, голубые марблсы, символизирующие капельки дождя, веточки, гроздь рябины, камни, сосновые шишки. Кроме того, есть фигурки лесных животных.
В дополнение к каждой "сенсорной коробочке" в соответствии со временем года подобраны пальчиковые игры, загадки, упражнения ("Последовательность событий", "Нелепицы"), разрезные картинки, атрибуты для игр с прищепками, картинки для пластилиновых заплаток, мемо-парочки и др. Можно поиграть в игры: "Найди листок (желтый, красный и т.д.)", "Найди пару", "Найди такой же", "Собери снежинки", "Найди такого же цвета" и т.д.
Итак, можно сказать, что "сенсорная коробочка" в коррекционные практики логопеда и дефектолога необходима. Она помогает стимулировать речевую активность, расширять словарный запас ребенка ЗПР. Особенно с ребенком с нарушениями формирования коммуникативного взаимодействия, наполнители сенсорной коробочки помогают наладить контакт.
В процессе игры ребенок находит различные фигурки, предметные или малосюжетные картинки для рассматривания, которые педагог заранее спрятал на дно сенсорной коробочки. Педагог озвучивает все находки и действия ребенка. И делает это не навязчиво, его речь идет как бы фоном действий ребенка. Нельзя ребенка просить "повтори". Такой ребенок, особенно с РАС не выполнить вашу просьбу. Эта просьба может вызвать у него речевую агрессию и отказ от игры взаимодействия с вами.
Использование "сенсорной коробочки" в коррекционной работе с детьми, имеющих задержку психического и речевого развития является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов.