Мастер-класс для педагогов "Познание начинается с удивления"

ФГОС НОО и ООО определяет цели, которые ориентируют нас, педагогов, на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

В связи с этим, перед педагогом стоит извечный вопрос: Как заинтересовать?

Согласитесь, когда у ребенка от удивления широко открыты глаза, причем не единожды на уроке, когда у ребенка возник интерес к любому разделу предметной области, а учитель мастерски поддерживает вспыхнувший интерес, тогда цель, определенная Стандартом, достигнута.

Итак, познание начинается с удивления!

Известный американский программист Питер Нортон сказал:
"…Знать, как он работает, не менее важно, чем уметь работать на нем. Вы можете вполне успешно пользоваться его услугами, не понимая того, что в нем происходит. Однако чем глубже вы представляете процессы, происходящие в нем, тем лучше будете использовать его возможности... Если что-нибудь случится в процессе работы с ним, вероятность того, что вы примите правильное решение, а не наделаете глупостей и не испортите все окончательно, будет выше..."

О чем идет речь в этом высказывании? (О компьютере)

Подберите самостоятельно слова-ассоциации к понятию "компьютер", запишите их в первую строку карты "Устройство компьютера". (Устройство, информация, системный блок, монитор, мышь, клавиатура, принтер, сканер, жесткий диск, материнская плата, процессор, оптический диск, флешка, память, обработка, хранение, накопление, передача…)

Давайте посмотрим, что у вас получилось? Предлагаю вам работать по цепочке, каждый озвучивает свою ассоциацию, слова-ассоциации не должны повторятся. (пишу на доску!)
Используя слова ассоциативного ряда сформулируйте самостоятельно определение понятия "компьютер" и запишите его во 2 строку карты. Теперь объединитесь в пары, сравните полученные результаты и если они расходятся, попробуйте разобраться почему? и придите к общему мнению. Теперь объединитесь в группы, сравните полученные результаты и придите к общему мнению (если класс маленький достаточно парной работы). Определение должно быть лаконичным.

Давайте посмотрим, что у вас получилось? Попрошу представителя 1 группы сформулировать определение понятию "компьютер", 2-ой группы и т.д. (группы зачитывают определения)

В 3 строку карты запишем определение понятия "компьютер", которое мы сформулировали вместе и которое является истинным. ("Компьютер – это устройство для обработки, хранения и передачи информации")

Переходим к заполнению карты. Центральное понятие "компьютер" - устройство для обработки (щелчок), хранения (щелчок) и передачи (щелчок) информации (щелчок).

Интеллект-карта "Устройство компьютера"Интеллект-карта "Устройство компьютера"

Какое устройство служит для обработки информации? Найдите ответ в ассоциативном ряде и запишите его над соответствующей ветвью карты. (Процессор)

Какие устройства служат для хранения информации? Найдите ответ в ассоциативном ряде и запишите его над соответствующими ветвями карты. Давайте попробуем перечисленные вами устройства сгруппировать в 2 блока. (Внутренняя и внешняя память)

Какие устройства служат для передачи информации? Найдите ответ в ассоциативном ряде и запишите его над соответствующими ветвями карты. Давайте попробуем также перечисленные вами устройства сгруппировать в 2 блока. (Устройства ввода и вывода)

Далее карта заполняется в течение урока: из ассоциативного ряда выбираются устройства внешней, внутренней памяти, устройства ввода и вывода информации.
Ясно, что в ассоциативном ряду отображены не все устройства внутренней и внешней памяти, ввода и вывода информации. Поэтому, в качестве домашнего задания будет заполнение интеллект-карты до конца, пользуясь параграфом учебника. Данный вид работы будет оценен.

Таким образом, если ассоциативный ряд грамотно составлен обучающимися под руководством учителя, а он то знает, что в нем должно быть, то он будет работать на протяжении всего урока, на всех его этапах. Кроме того, информация ассоциативного ряда может быть структурирована с помощью интеллект-карты, в которой ключевое понятие в центре карты и оно обрастает связями с второстепенными понятиями.

Таким образом, данный фрагмент урока включает в себя педагогические приемы "Ассоциативный ряд", "Интеллект-карта", а также прием "Корзина идей, понятий, имен", который позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель же, помогает отобрать те идеи, которые актуальны для данного урока или для данного этапа урока.

Также, в данном фрагменте урока была применена индивидуальная, парная и групповая формы работы, в групповой форме использовалась технология "Снежный ком", когда участник сначала выполняет задание (идет к намеченной цели) индивидуально, затем парно, затем в группе.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает использование на уроке активных форм работы.

Я часто использую различные активные формы работы, т.к. они действительно повышают интерес к предмету, позволяют отличиться каждому ученику, и самое главное, что сложно сделать в больших классах, учесть мнение каждого и не позволяют отсидеться за спинами других.

Хорошо. Вновь обратимся к нашему ассоциативному ряду. Попробуйте соотнести свою работу на мастер-классе, свое внутреннее состояние, настроение с одним из элементов компьютера. Я порошу вас объяснить, почему вы выбрали именно этот элемент?

Кому сложно описать свое состояние с помощью составляющих компьютера попрошу выполнить следующее задание. Также обратимся к нашему ассоциативному ряду. Выберете любой его элемент. Каждой буквой выбранного вами слова выразите свое отношение к мастер-классу, свои мысли, чувства, эмоции, ощущения, настроение. Озвучьте полученный результат.

Итак, познание начинается с удивления. Учитель должен помнить об этом и строить свои уроки так, чтобы ученик не уставал удивляться на пути достижения новых учебных высот. Давайте оценим данный мастер-класс согласно представленным критериям. Кто хочет огласить баллы и их прокомментировать?

Недочеты, ошибки:

  • тему мастер-класса сформулировала сама;
  • каждый последующий этап является продолжением предыдущего, от этапа к этапу должны быть перекинуты мостики, обратные переходы - приветствуются;
  • с чего начала к тому и пришла;
  • "меньше и слов, а больше дела" - девиз любого мастер-класса!

В следующем учебном году, согласно плану методической работы школы, учителя будут распространять и обобщать свой педагогический опыт и в форме открытого урока, а также в форме мастер-класса (на выбор). Я думаю, что руководители школьных методических объединений будут первооткрывателями по данному вопросу.

Если нет, то обговорите в начале учебного года, кто будет обмениваться опытом в форме мастер-класс. От МО должен быть представлен хотя бы один мастер-класс.

Перед вами половина листа формата А4. Обведите на этом листе свою руку. Каждый палец вашей руки – это какая–то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

"Мысль" - мизинец. (какие знания я приобрел?)

"Близка ли цель" - безымянный. (что сегодня я сделал для достижения цели?)

"Состояние духа" - средний. (каким было мое настроение, от чего зависело?)

"Услуга" - указательный. (чем я мог помочь другим?)

"Бодрость тела" - большой (как я физически себя чувствовал?)

Я попрошу заполнить контуры ваших пальцев, отвечая на поставленные вопросы. Вы работаете анонимно, а я собираю и анализирую полученные результаты для усовершенствования конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

Хочу обратить ваше внимание, что данный прием, который называется "Пятерочка", включает в себя все виды рефлексии: и рефлексию настроения и эмоционального состояния (средний и большой палец), и рефлексию деятельности (безымянный и указательный палец), и рефлексию содержания учебного материала (мизинец).

Если вы хотите проанализировать все стороны состояния участника на уроке (мастер-классе), есть смысл провести именно эту технологию рефлексии.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!