Сценарий интеллектуально-познавательного турнира "Правовая грамотность"

Цель игры: повышения уровня правовой компетенции подростков, формирование представления о видах правонарушений, правового сознания и правовой культуры, развитие навыков работы в команде.

Задачи:

  • знать основные определения данной тематики;
  • уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;
  • определять виды юридической ответственности и возраст за совершенные правонарушения.

Целевая группа: подростки из замещающих семей

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиосистема, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас принять участие в интеллектуально-познавательном турнире "Правовая грамотность".
- Вы уже достаточно взрослые, прекрасно знаете свои права и обязанности, а сегодня мы проверим, как вы знаете закон и ответственность за его нарушение.

1 тур

Вопросы, касающиеся жестокого обращения с людьми и животными и правовых документов. В этом туре ваша задача – первыми поднять сигнализирующий цветок, чтобы получить право ответа. Ответы и выкрики с места не принимаются и не оцениваются.

- За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Если он отвечает не правильно, правом ответа может воспользоваться еще один участник и заработать 1 балл.

1. Это - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, в желании причинения им боли и в посягательстве на их жизнь. Она может выражаться в действиях, словах, в бездействии в определенных ситуациях. (жестокость)

2. Каким понятием определяется терпимое, гуманное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, внешности и т.п.? (толерантность)

3. Опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека или государства, а также уничтожение имущества и других материальных ценностей, действия, создающие опасность гибели людей либо причинения значительного имущественного ущерба. Понятие произошло от латинского слова и в переводе означает "ужас", "страх". (терроризм)

4. Форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, прославляющая тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации. Радикально-экстремистское и политическое течение, исторически сформировавшееся на идеях расовой исключительности, превосходстве одних рас или наций над другими. (Фашизм (итал. "фашио" от fascio — пучок, связка, объединение)

5. Этот жест можно квалифицировать как физическое воздействие только в отношении несовершеннолетнего. В эпоху Средних веков ее нанесение являлось неотъемлемой частью ритуала посвящения в рыцари, который обычно завершался таким образом. Во времена дворянства, этот жест считался вполне нормой для прислуги и всех кто ниже по статусу. Но слишком большая разница в социальных слоях не давала права давать и получать это жест.

Рабы не имели права, точнее не достойны были получать ее от дворянина. Это был своеобразный воспитательно-унижающий жест. В аристократической среде прошлых веков, если ее получал человек того же статуса, то это приводило к дуэли. Эти "дворянские" жесты и сейчас проявляются между таким "парами": начальник - подчиненный, офицер - солдат, мужчина - женщина, взрослый - ребенок.

В современной европейской культуре этот жест считается серьезным личным оскорблением, выражением презрения и отсутствия уважения. В наше время это считается безнравственным, неумением объяснить свою правоту. Для народов Кавказа этот жеста является наиболее тяжким оскорблением. (Пощечина)

6. Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возникла в ходе реализации принципа талиона: "око за око, зуб за зуб". К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. (Смертная казнь)

7. Этот международный правовой документ, является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. (Конвенция о правах ребенка)

8. Конвенция о правах ребенка ратифицирована (т.е. утверждена, узаконена) всеми странами-членами ООН, кроме одной. Какой? (США)

9. Как называется основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации (Уголовный кодекс РФ)

10. Как называется основной нормативный правовой акт (документ), регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. (Семейный кодекс РФ)

11. Как называется кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. (Гражданский кодекс РФ)

12. Что такое КоАП? (Кодекс административных правонарушений)

13. Главный закон РФ, который поставил на первое место человека, объявив его права и свободы высшей ценностью. 12 декабря этого года закон отметит свой 23 день рождения. (Конституция РФ)

14. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности – это…(Преступление)

15. Противоправное общественно вредное деяние, действие, нарушающее какие-либо нормы, правила поведения, принятые в обществе, имеющее меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением – это… (Проступок)

Ведущая: Первый тур закончился (подсчет баллов)

2 тур

- Задания будут касаться правонарушений и ответственности за их совершение.
- Существуют 4 вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая. На столах у вас на листах желтого цвета лежат подсказки определений каждого вида ответственности.

- Сейчас каждый участник выберет карточку с названием вида ответственности и по моей команде за 30 сек. вы должны будете выбрать из предложенных подсказок соответствующее определение для своего понятия.
- Итак, каждый участник выбирает карточку. За правильный ответ – 1 балл, у вас 30 секунд, начали. (карточки в приложении)

30 сек истекли, проверяем задания. Начнем с уголовной ответственности. Затем – административная. Далее – дисциплинарная или гражданско-правовая.

1. Уголовная ответственность – это форма юридической ответственности, предусмотренная законом за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом (УК РФ), за общественно опасное деяние, посягающее на общественный строй, собственность... За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. Виды наказаний: арест, штраф, ограничение свободы, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности.

2. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, наказания лицу, совершившему правонарушение. Применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях (КоАП)...

3. Дисциплинарная ответственность – это вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им проступка или противоправного поведения. Это - нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства (к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причин, невыполнение своих обязанностей)...

4. Гражданско-правовая ответственность - это вид юридической ответственности, предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного, и удовлетворения потерпевшего за счет правонарушителя. Регулирует имущественные отношения...

Ведущая: Мы продолжаем 2 тур. Задание будет заключаться в следующем. Я буду зачитывать вам небольшие шуточные четверостишия, в которых описаны правонарушения, а ваша задача, пользуясь подсказкой на слайде, быстрее остальных определить, к какому виду ответственности относится то или иное правонарушение, описанное в четверостишие.

Помните, что ответы с места не принимаются, право ответа получает команда по поднятому сигнальному цветку. Как будете готовы – сигнализируете и получаете право на ответ. За правильный ответ участник получает 2 балла. Итак, начнем.

1. Мальчик витрину разбил в магазине,
Утюг подарить он хотел тете Зине.
Но тетя не рада подарку такому
В полицию мальчик поедет из дома.

(Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества - преступление, уголовная ответсвенность)

2. Маленький мальчик снежками игрался.
Прохожих пугал он и матом ругался.
Но мальчика дядя поймает за шарф
И папа заплатит внушительный штраф.

(Мелкое хулиганство или нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу – административное правонарушение наказывается штрафом от 500 до 1500 рублей или административным арестом до 15 суток ст. 20.1 КоАП)

3. Ограбить сберкассу два друга решили:
Из шапок они себе масок нашили.
Но хоть деревянным и был пистолет,
Срок будет реальным, сомнения нет.

(Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья - преступление, уголовная)

4. Решили ребята машину угнать,
Выкуп хотели с владельца содрать.
Водить не умели – столкнулись с забором:
Теперь в полиции угонщики – воры.

(Кража, то есть тайное хищение чужого имущества – уголовная)

5. Дорогу на "красный" юнец пересек,
Дядя в погонах мальчишку засек.
За это юнцу отвечать уж пора –
Шестнадцать исполнилось парню вчера.

(Нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей. (ст. 12.29 КоАП)

6. Свастику выбил Артем на ремне,
Вышел гулять и был счастлив вполне.
Ему дядя в форме вдруг путь преградил,
Ремень отобрал и штраф наложил.

(Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутик – административное правонарушение)

7. Маленький мальчик шестнадцати лет
У деда стащил наградной пистолет.
В соседа попал он, хоть метился в галку …
Приехала быстро машина с мигалкой.

(Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление, уголовная ответственность)

8. Оленька с детства кошек "любила",
За хвост их таскала, пинала и била.
Теперь издеваться не над кем Оле –
Оля теперь на особом контроле.

(Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье – уголовная ответсвенность ст. 245)

9. Художником стать мальчик с детства мечтал,
На стенах домов "красоту" рисовал.
Таланта не понял сержант Иванов,
Родителям штраф он назначить готов.

(Осквернение зданий, порча жилых домов влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. (ст. 7.21 КоАП) – административная)

10. Маленький мальчик с приятелем Мишей
Хотели костер развести, где потише.
Огонь разгорелся – и мальчиков ищут.
От леса осталось одно пепелище.

(Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности) – уголовное правонарушение, нарушение правил пожарной безопасности в лесах – штраф, административная)

Ведущая: Подсчитаем результаты 1 и 2 тура.

3 тур

- Что вас ждет в 3 туре? На слайдах будут даны слова-ассоциации. Вам необходимо будет по ним определить, какое слово загадано и о чем идет речь. За правильный ответ участник получит 2 балла.

- Задание понятно? Ассоциации для участников: средства жестокого обращения.

  1. Боль, кулак, синяк, толпа, удар. (Драка)
  2. Обида, слезы, злословие, унижение, прозвище. (Обзывательства)
  3. Лицо, удар, ладонь, краснота, жжение. (Пощечина)
  4. Падение, боль, нога, смех, подстава. (Подножка)
  5. Оплеуха, голова, рука, шлепок, досада. (Подзатыльник)
  6. Толчок, зад, ботинок, падение, злость. (Пинок)

Ну, и по одной положительной позитивной ассоциации. Чувство, сердце, амур, треугольник, верность. (Любовь)

  1. Адам, Ева, родители, роддом, существование. (Жизнь)
  2. Взаимопомощь, товарищество, "не разлей вода", доверие, поддержка. (Друзья)

- Следующее задание 3 тура аналогично предыдущему. Участнику на слайдах снова будут представлены ассоциации, но только теперь не словесные, а в картинках, и ассоциации эти будут связаны с пословицами и поговорками.

- Это будет своеобразная шифровка из картинок. Сложность задания заключается не в навыках ассоциативного мышления и умения логически соединить смысл картинок, а в незнании пословиц и поговорок. Если вы знакомы с устным народным творчеством, то с заданием вы справитесь.

- За правильно отгаданную пословицу или поговорку – 3 балла. Если участник не сможет дать ответ, шанс заработать дополнительно 2 балла будет у другого участника. Итак, первый слайд.
(если участникам будет сложно, можно взять помощь друга)

  1. На воре и шапка горит.
  2. Отольются кошке мышкины слезки.
  3. Не нужен клад, коли в семье лад.
  4. Мир строит, а война разрушает.
  5. От любви до ненависти – один шаг.
  6. С миру по нитке – голому рубаху.
  7. Гусь свинье не товарищ.
  8. На вкус и цвет товарищей нет.
  9. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  10. Сам пропадай, а товарища выручай.
  11. У семи нянек дитя без глазу.
  12. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Ведущая: И с этим заданием вы справились. Закончился 3 тур, тур ассоциаций.

Сценарий игры "Правовая грамотность" публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!