Конспект детско-родительского занятия для замещающих семей "Семейные ценности"

Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей.

Задачи:

  • формирование у участников представления о семейных ценностях в современных семьях;
  • актуализация ценности семьи, особенности семей, обобщение понятия семьи;
  • развитие личностных качеств, способствующих формированию ценности семьи.

Ожидаемые результаты:

  • формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе;
  • развитие рефлексивных особенностей;
  • снятие напряжения;
  • развитие эмпатии;
  • закрепление семейных ценностей.

Ход занятия

Психолог: Добрый день, уважаемые дети и родители! Искренне рад видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Для этого мы с Вами и собрались. Но прежде предлагаю познакомиться.

Упражнение "Классическое знакомство"

Классическое знакомство проводится круговым опросом. Запишите на доске схему, благодаря которой участники смогут ответить на вопросы.

  • Меня зовут…
  • Учусь / работаю…

Упражнение "Меняемся местами"

Участники сидят в кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: водящий в центре круга (в данный момент - я) предложу поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняемся местами …

Упражнение "Незаконченное предложение"

Описание упражнения: У каждого своего представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Участники, передавая по кругу мяч, продолжают предложение "Семья для меня – это…" Ведущий фиксирует ответы участников.

Обсуждение:
– Что было общего?
– Какой ответ понравился больше всего?
– Какой ответ вызвал удивление? И т.д.

Упражнение "Ассоциация"

  • Если семья - это здание, то какое…
  • Если семья - это цвет, то какой…
  • Если семья - это музыка, то какая …
  • Если семья - это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья - это настроение, то какое…

Упражнение "История игрушки"

Цель: развитие взаимопонимания, развитие чувства эмпатии родителей и детей.

- Все мы родом из детства. И у каждого из нас была своя любимая игрушка или осталась до сих пор. Игрушка, которая вызывает теплое чувство, с которой не хочется расставаться, которая поддерживает в сложных ситуациях.
- Расскажите о своих игрушках. (каждый участник рассказывает о своей любимой игрушке)

Обсуждение: Что понравилось в данном упражнении? Что было трудным?

Упражнение "Живой дом"

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

  • Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится.
  • Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи, эмоциональный фон.
  • Окна – будущее, на кого вы возлагаете надежды (в норме – дети).
  • Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает Вас, создает ощущение безопасности.
  • Чердак – символизирует секретные отношения, а также Ваше желание иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
  • Дымоход– человек, от которого Вы получаете или хотели бы получить особую опеку, поддержку, заботу
  • Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
  • Порог – человек, с которым Вы хотели бы общаться в будущем.

Выводы: методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

Разминка "И в шутку и всерьез"

  1. Какое выражение стало символом большой семьи:
    а) Трое в лодке;
    б) Четверо за компьютером;
    в) Пятеро в ванной;
    г) Семеро по лавкам.
  2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "33 родных сестрицы". Что это за семья? (Алфавит)
  3. Цветок – символ семьи. (Ромашка)
  4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать и мачеха)
  5. О какой русской игрушке эта цитата: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?(Матрешка)
  6. Как звучит русская "фруктовая" пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? ("Яблоко от яблони недалеко падает")
  7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)
  8. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы)
  9. Назовите по-другому маму мамы. (Бабушка)
  10. Про кого говорят "Седьмая вода на киселе"? (Дальние родственники)
  11. Назовите маму и папу одним словом. (Родители)

Психолог: У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.
- В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья.

- Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.

Упражнение "Дерево семейных ценностей"

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Каждый получает заготовку "Дерева семейных ценностей" и примерный перечень возможных ценностей. (чтобы участникам было легче сориентироваться)

Задача участников – ранжировать ценности:

  • в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях;
  • в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться;
  • в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей: уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

Рефлексия

В завершении. Подготавливаясь к нашей встрече, я увидел одно стихотворение, которым хочу завершить наше занятие.

Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья,
Какая хорошая Ваша семья!

Размер:
18.62 Kb
Скачали:
11