На развитие и воспитание ребенка большое влияния оказывают две сферы - это школа и семья, сотрудничество которых сложно переоценить.
Один из основных факторов, влияющих на склонность несовершеннолетнего к правонарушениям – это неблагополучие в семье. Таким образом, для родителей возникает необходимость задуматься, какие ценности транслирует семья для ребенка?
Если в семье ребенка применяют физическую агрессию к одному из членов семьи, поощряют драки как единственный способ решения конфликтов между ребенком и его сверстниками, употребляют нецензурную лексику и брань (даже не по отношению к ребенку), очень высока вероятность того, что несовершеннолетний будет общаться со своими сверстниками исходя из поступков, а не слов родителей.
Важно отметить, что если, например, родитель говорит ребенку о том, что употреблять ненормативную лексику – "плохо", но при этом использует нецензурные слова в своей речи, ребенок делает вывод, что он тоже может использовать такие же слова при общении со сверстниками в школе. То же самое происходит и в отношении того, как родители высказываются о других людях, что считают правильным, а что - нет.
Важно помнить, что в воспитании ребенка нет ничего важнее личного примера. У детей и подростков не сформированы еще полностью собственные взгляды на мир, отсутствует жизненный опыт и, как следствие, они могут копировать поведение взрослых дома
Кроме того, важно обратить внимание на то, что речь идет не только о социальном неблагополучии семьи. Бывают случаи, что семья ребенка внешне кажется вполне себе счастливой: несовершеннолетний ни в чем не нуждается, его родители не являются зависимыми от пагубных привычек, не выражаются нецензурно. Однако ребенок начинает проявлять признаки асоциального поведения. Одной из причин такого поведения может быть отсутствие эмоционального контакта между ребенком и другими членами семьи, в особенности между родителями и несовершеннолетним.
Для установления эмоционального контакта между родителем и ребенком важным является: систематический искренний интерес делами несовершеннолетнего, (не только учебой!), но и тем, с кем он общается в классе, есть ли у него друзья вне школы, как проводит ребенок свое свободное время, когда родителей нет рядом, где он обычно гуляет, какую музыку слушает.
Необходимо ежедневно разговаривать с ребенком, научиться вести с ним длительные доверительные беседы. Чаще спрашивать о его эмоциях и чувствах, прожитых за день. Кроме того, важным является также обязательно проводить вместе досуг. Это может быть все что угодно: прогулка по парку, совместный просмотр семейного фильма, настольные игры, посещение культурных достопримечательностей города.
При этом необходимо не просто провести с ребенком свободное время, а обязательно обсудить:
Хочется обратить внимание на то, что обстановка в семье, хоть и является главным фактором в формировании у ребенка склонности к правонарушениям, но не является при этом единственным.
Основные факторы, влияющие на асоциальное поведение детей и подростков:
Неблагоприятный семейный микроклимат и отрицательная социальная среда
Если вы установили прочный эмоциональный контакт с ребенком, он будет рассказывать вам о своих друзьях. Таким образом, появляется вероятность, что вы сможете обсуждать с ребенком его взаимоотношения с теми, с кем он общается. Вы сможете интересоваться, со всеми ли мыслями и поступками своих друзей ваш ребенок солидарен, или у него есть какое то несогласие? Здесь важно отказаться от критики друзей ребенка. Иначе он может перестать делиться с вами происходящими в его жизни событиями. Помните, что лучше говорить о самом поступке, а не о личности того, кто его совершил.
Отсутствие досуга, избыток свободного времени и незнание чем его занять
Вот почему важно проводить совместный досуг всей семьей и формировать разносторонность интересов у ребенка. К сожалению, если не привить ребенку привычку заниматься хобби, кто-то может занять это свободное время ребенка за вас и при этом, не всегда законопослушным образом.
Незнание закона
Необходимо проводить с несовершеннолетним беседы, формирующие его законопослушность. Используйте принцип причинно-следственной связи, объясните ребенку в соответствии с его возрастной категорией на примерах из жизни, книг или юридических научных журналов, чем может обернуться для него и родителей воровство несовершеннолетнего, избиение одноклассника или его нахождение в алкогольном опьянении.
Отсутствие требований-запретов и нефизических лишений-наказаний за совершение правонарушения
Формирование обязанностей в семье у ребенка, обсуждение приемлемых и неприемлемых для вашей семьи поступков, наличие системы лишений-наказаний дома за совершение правонарушений являются факторами, влияющими на воспитание законопослушной личности. Не всегда для несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, достаточно только беседы с социальным педагогом, заседания школьного Совета по профилактике или вызова на комиссию по делам несовершеннолетних.
Родителям рекомендуется дополнительно проводить беседы с ребенком дома и устраивать "Домашние советы по профилактике" с обозначением последующих (обязательно исполнимых) лишений-наказаний при совершении несовершеннолетним противоправных действий.
Таким образом, были рассмотрены основные факторы, влияющие на асоциальное поведение детей и подростков, обозначена необходимость сотрудничества школы и семьи в осуществлении профилактики правонарушений несовершеннолетних, предоставлены рекомендации по формированию законопослушной личности ребенка.