Конспект познавательно-игрового занятия "Если добрый ты – это хорошо!"

Занятия для младших школьников в рамках профилактической муниципальной акции "Детство без обид", приуроченной к международной акции "Синяя лента апреля", направленной на профилактику жестокого обращения с детьми.

Цель занятия: обобщить представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать навыки социализации.

Ход занятия

Организационная часть

Игра-приветствие "Алфавит"
Педагог предлагает познакомиться с детьми необычным способом: сначала пусть встанут и назовут свое имя и останутся стоять все, у кого оно начинается на "А", потом – на "Б", и т.д. по алфавиту, пока не встанет весь класс.

Потом в любом порядке, педагог называет и просит сесть тех, чье имя запомнил и т.д., пока все не сядут на свои места.

Игра-приветствие "Общий признак"

Педагог инструктирует детей: Как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть попрыгают на месте все, у кого карие глаза.
Пусть побегают на месте те, у кого в имени есть буква А.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть надуют щеки те, кто не обзывает других.
Пусть лопнут щеки те, кто хоть раз обзывался.

Пусть покажут язык те, кто хоть раз дрался.
Пусть поднимут правую руку вверх те, кто любит животных.
Пусть поднимут левую руку вверх те, кто хоть раз помогал бездомным животным.
Пусть опустят руки на парту те, у кого дома есть домашнее животное или птица.

Пусть выйдут из-за парты и присядут те, кого хоть раз били.
Пусть закроют глаза руками те, кто считает себя жестоким.
Пусть похлопают в ладоши те, кто считает себя добрым.

Основная часть

Педагог: Вы еще не догадались, о чем будет наше занятие?
- Сегодня мы с вами, ребята, поговорим об очень серьезной проблеме, которая так или иначе касается каждого человека. А вот о чем мы поговорим, послушайте и определите сами.

Звучит аудиофрагмент из м/ф "Кот Леопольд". (Песенка Кота Леопольда)

Педагог: Правильно, ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте и жестокости человеческой. В апреле месяце во всем мире, не только в нашей стране проходит акция, которая называется "Синяя лента апреля".

- Она посвящена борьбе с жестоким обращением с детьми. Вот и мы с вами сегодня присоединимся к этой мировой акции и поучаствуем в занятии, которое посвящено доброте и жестокости. Скажите, пожалуйста, что такое доброта? Что значит быть добрым? (ответы детей)

- Доброта - это стремление человека прийти на помощь не ради выгоды, не напоказ. Недаром доброту еще называют "чуткостью". Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей, чтобы всем было хорошо.
- А жестокость? Жестокий человек, он какой? Что он может сделать?

- В чем она может проявляться? Хотели ли вы жить с жестокими людьми или просто встретиться с ними? Почему?
- Какими бы вы хотели быть в этой жизни: жестокими или добрыми? Почему? Докажите это.

- Итак, обобщая ваши ответы, можно сказать, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. жестокость – способность причинять страдания людям или животным. Ребенок может совершить жестокий поступок – искалечить животное, поранить товарища и т. п., не имея сознательного намерения причинить боль.

- Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Но жестокость может проявляться не только у детей, но и в отношениях взрослых, а также в отношениях взрослых и детей.
- В чем же, на ваш взгляд, проявляется жестокость взрослых по отношению к детям?

- Она может быть не только физической, но и моральной.

Жестокое обращение с детьми – это когда:

  • Ребенка не слушают.
  • Не заботятся о здоровье ребенка.
  • Ребенка лишают родительской ласки.
  • Манипулируют ребенком.
  • Не считают нужным отправлять ребенка в школу.
  • Ребенку показывают порнографические материалы.
  • Ребенка оставляют без присмотра.
  • Ребенка бьют или причиняют ему вред часто потому, чтобы сорвать зло.
  • Разрушают у ребенка уверенность в себе.
  • Дразнят и унижают ребенка.
  • Ребенка оскорбляют.
  • Не заботятся о том, чтобы ребенок был чисто одет и накормлен.

Педагог: Сейчас я попрошу заполнить вас небольшую анкету.
- Прошу вас как можно искренне ответить на поставленные вопросы. Анкета анонимная. Подходящий для вас ответ обведите или поставьте галочку.

1. Как Вы считаете, нарушаются ли Ваши права?
а) Да
б) Нет

2. Если нарушались то, кем?
а) Педагогами
б) Одноклассниками
в) Техническим персоналом
г) Родителями

3. Если права нарушались, то какие?
а) Право на образование
б) Право на самовыражение
в) Право на свободу
г) Другие права

4. Подвергались ли Вы, какому-либо насилию или жестокому обращению?
а) Да
б) Нет

5. Если да то, какому?
а) Психологическому
б) Физическому
в) Сексуальному
г) Другому

6. Если подвергались, то со стороны кого?
а) Родителей
б) Учителей
в) Одноклассников
г) Сверстников
д) Других лиц

7. Если вы подвергались насилию, то кому вы об этом рассказали?
а) Никому
б) Родителям
в) Друзьям
г) Педагогам
д) Другим лицам.

Педагог: Спасибо, ребята, за участие в анкетировании. Мы продолжаем наш разговор о доброте и жестокости. В каждом человеке есть плохие и хорошие качества характера. Свои хорошие качества надо развивать, а вот плохие – исправлять. Давайте сейчас вспомним о них в игре с пальчиком.

- Итак, если я называю плохое качество человека, то вы опускаете большой пальчик вниз (например, грубость), а если назову хорошее качество (например, любовь), вы поднимите пальчик вверх. Итак, игра началась!

Игра "Добро и зло в человеке"

(зависть, уважение, эгоизм, жадность, щедрость, трусость, жестокость, смелость, умение прощать, справедливость, ненависть, драчливость, воровство, радость, милосердие, доброта, жизнерадостность, ворчливость, угрюмость)
Педагог: Случается так, что и мы, намеренно или по неосторожности можем обидеть друг друга, поступить друг с другом жестоко. Однако, наверно, все со мной согласятся, что таких ситуаций в общении должно быть, как можно меньше. Сегодня мы с вами поиграемся в различные игры, которые помогут вам научиться взаимодействовать без конфликтов.

Игра "Камушек в ботинке".

В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек.

Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке.

Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке" или "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает. Детям предлагается поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния.

Затем обсуждаются отдельные "камушки", которые будут названы. Напишите то, что вас тревожит в данный момент на обратной стороне анкеты. Никому не показывайте. Отдайте мне, я увезу ваши проблемы подальше от вас.

Педагог: А теперь предлагаю немного расслабиться. Положите руки на парту и следуйте моим словам.

Ладошки вниз, ладошки вверх,
Ладошки набок и в кулак.
Руки вверх подняли, пальчики размяли.

Игра "Да" или "Нет"

Отвечайте очень быстро:

  • Друга выручим всегда? (да)
  • Врать не будем никогда? (да)
  • В классе списывать ответ? (нет)
  • Кинуть камень кошке вслед? (нет)
  • Брать в автобусе билет? (Нет. Ай, ай, как это нет?)
  • Надо брать билет всегда? (да)
  • Не робеть, когда беда? (да)
  • Не жалеть рук для труда? (да)
  • Руки мыть, когда обед? (Нет. Как же не мыть? Мыть надо!)
  • Грязь смываем без следа? (да)
  • Солнце друг нам и вода? (да)
  • Мы лентяям шлем привет? (нет)
  • А тем, кто трудятся всегда? (да)

Педагог: Мы поняли, что добро идет на пользу друзей. семьи, окружающих. А что не идет на пользу, противоположное добру? (зло) Сейчас я буду называть доброго положительного сказочного героя, а вы – его злого отрицательного напарника по сказке.

Игра "Найди пару"

Красная Шапочка - (волк)
Кай и Герда - (Снежная Королева)
Кот в сапогах - (людоед)
Золушка - (мачеха)

Крокодил Гена - (старуха Шапокляк)
Семеро козлят - (волк)
Айболит - (Бармалей)
Три поросенка - (волк)

Колобок - (лиса)
Иван Царевич – (змей горыныч/Кащей)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка – (гуси-лебеди)

Педагог: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А что в сказках всегда побеждает? Правильно, добро. "Давайте делать добрые дела, все знают, что Добро сильнее Зла!"

- Сейчас мы проведем тест "Добрый ли, я. Каждый из вас сможет проверить какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
- Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать "да" или "нет".

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе воспитателя, если она не входит в твои обязанности ?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Педагог: Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

Педагог: Каждый после этого теста может сделать определенные выводе о себе. Ну. А мы давайте подведем итог нашего занятия и тоже сделаем выводы:

Доброта - это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым - это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек - это сильный человек, он всегда поможет другим людям.

С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться.

Добрым людям легче жить в обществе, потому что у них больше друзей и знакомых. Им легче найти общий язык с кем-то, решить не только свои важные проблемы, но и чужие. У доброго человека большое сердце.

Равнодушный человек может пройти мимо человека, попавшего в беду. Помните, дети, жестоким свое сердце сделать легко, только стоит несколько сделать зло, а дальше это становится привычкой. Люди с жестоким сердцем способны на преступление. Они, не колеблясь, убивают, грабят.

Но любое преступление наказуемо. Рано или поздно жестокого человека наказывают за его преступления. Чтобы ваше сердце было добрым, а не жестоким, то не творите зла. Помогите, чем сможете, не проходите мимо нуждающегося. И нет разницы – человек это или животное, все мы хотим тепла и ласки, любви и защиты.

Спешите творить добро, учитесь сочувствовать. Не пытайтесь кому-то сделать зло, причинить боль, потому что за это рано или поздно вы будете наказаны. Когда-нибудь вы также можете оказаться в затруднительной ситуации, и вам никто не подаст руки. Помните!

Как вы относитесь к этому миру, такой стороной и мир к вам повернется. Если вы вырастете добрыми людьми, то будет и вам везде хорошо, ибо, как говорит народная мудрость: "Хорошему везде хорошо!" А когда вы будете делать зло, когда ваше сердце станет жестоким, то и мир к вам повернется жестокостью и злом. Не забывайте об этом никогда. Пусть в вашем сердце всегда живут великая любовь и доброта, искренность и сочувствие, человечность и щедрость.

Заключительная часть

Рефлексия, ритуал прощания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!