Мастер-класса по теме: "Тренинг по сценической речи с элементами "Мастерства актера"

Данная разработка предназначена специалистам, обучающим детей мастерству актера на третьем и более годов обучения.

Тема: "Тренинг по сценической речи с элементами "Мастерства актера" проводится в форме открытого учебного занятия.

Возраст учащихся: 9-12 лет.

Тип занятия: мастер-класс, включающий в себя формирование умений и навыков.

Цель: ознакомление обучающихся с основными элементами тренинга.

Задачи:

  • формирование первоначального умения по снятию мышечных зажимов, диафрагматического дыхания, освоение навыков коллективного творчества;
  • развитие голосовых возможностей обучающихся, развитие голосового диапазона и дикции, образного мышления, фантазии, воображения, развитие интереса к сценическому искусству;
  • развитие интереса к тренингу через информированность о пользе дыхательных упражнений и навыках сценической речи;
  • воспитание креативных качеств, эстетических и нравственных норм и способности к коллективному творчеству.

Дидактические средства: сборники стихов, басен, скороговорки, мультимедийная техника

Ход мастер-класса

Вводная часть

Упражнение на развитие эмоциональных состояний

Актер, всегда пребывает в каких – либо эмоциональных состояниях. Задача – передать гамму эмоциональных состояний. При каждом состоянии напрягается определенная группа мышц.

Слово "Здравствуйте" сказать в разных эмоциональных состояниях. (Со страхом, спокойно, иронично, яростно, с удовольствием, с безразличием, радостно, печально, со скукой, нервно, с ностальгией, раздражительно, с угрозой, неуверенно, с горестью, с опасением, с сомнением, с подхалимством, растерянно, задумчиво, с непоседливостью)

Основная часть

Включает в себя:

1) разминку, направленную на снятие мышечных зажимов: бег по кругу в ритме "шаг, шаг, сброс", увеличиваем темп, сброс шумный, медленно переходим на шаг, начинаем мычать, тем самым разминаем губы. Чувствуем вибрацию в лобной части.

Следующий блок упражнений направлен на расслабление, снятие мышечных зажимов, настрой. "Представьте, что на вас сверху падает большой поток воды. По хлопку, под напором воды происходит сброс тела вниз до полного расслабления с шумным выдохом".

Следующее упражнение "Трясучка" - мелкая дрожь начинается с пальцев, затем последовательно подключаются кисти, локти, плечи, спина, голова, ноги и губы.

2) тренинг по сценической речи, направленный на формирование объемных звуков, диафрагматического дыхания, развитие диапазона голоса от низкого грудного звучания до верхнего потолочного. Обучение основным упражнениям по сценической речи с целью освоения принципов тренинга.

Упражнение на сопротивление, направленное на снятие зажимов с челюсти.

Уложить подбородок на плечо, открываем челюсть "бао, вао, гао, дао и т. д. - Уложить подбородок на кулак. Через сопротивление хорошо открываем челюсть, произнося те же звуки. Звуки должны быть объемные. Не плоские, дышим диафрагмой. Проверяем в статике.

Нагрузка на гайморовые пазухи. Зажав нос про себя, говорим: "Амма – ма, амма – ма, амма – ма". Руки в замок, челюсть ставим на руки "Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула".
Наклоны назад, на выдохе диафрагма уходит назад. "На горе Арарат растет красный виноград". Проверяем в статике.

Упражнение на счет, на одном дыхание просчитать до 4, 10, 14 с последующим построением данной цифры всем коллективом. Звук к потолочку, шею освободить. Без добора воздуха в идеале упражнение доводиться до счета 21; Коллективное упражнение "Хаотичное движение с переходом в статическое мгновение"; Коллективное упражнение "Нарисуй картину";

3) дикционные упражнения, скороговорки, направленные на развитие дикции и артикуляции;

4) творческие коллективные задания, способствующие формированию навыка коллективного творчества, развитию фантазии, воображения, быстроты реакции.

В ходе мастер-класса используются методы наглядного, словесного, практического, игрового, развивающего обучения. (ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека)
Применяется технология активного обучения, технология саморазвития, технология самооценки, личностно-ориентированная технология. Формируется опыт поведения обучающихся через упражнения, педагогические требования, применяется метод организации, поручение.

Используются творческие задания, которые создают в коллективе атмосферу доверия, раскрывают творческий потенциал обучающихся. Организуются рациональные формы обратной связи, что позволяет установить хороший контакт педагога с воспитанниками.

Уровень освоения контролируется через выполнение задач. Чередование теоретических и практических форм проведения мастер-класса обеспечивает высокую работоспособность учащихся в течение всего занятия и предупреждает перегрузку.

Применяется принцип сотворчества, раскрывающий характер и сущность взаимоотношений между субъектами воспитательной системы, обеспечивает равенство педагога, воспитанника и родителей как субъектов образовательного процесса, непрерывное взаимодействие, дружелюбие, стремление к достижению общих результатов в процессе совместной творческой деятельности.

В заключительной части даются рекомендации учащимся, творческие задания, оценивается степень освоения материала.

Размер:
36.09 Kb
Скачали:
4