Конспект занятия с детьми 7-10 лет "Формирование вокальных навыков: распевание, звукообразование"

Теория: знакомство с вокальными приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Гигиена певческого голоса. Пение в унисон.

Практическая работа: формирование правильного певческого звука – открытого, легкого, звонкого.

Форма проведения занятия:

  • сообщение новых знаний, взаимообучение;
  • групповые и индивидуальные занятия по усвоению новых знаний, формирование умений и навыков.

Приемы и методы: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: фортепиано, видео, музыкальные диски.

Форма подведения итогов: беседа, прослушивания, творческие просмотры и показы.

Задачи:

  1. обучение приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Белгородской области;
  2. обучение основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
  3. развитие исполнительских навыков, опираясь на традиционное народное исполнение (в манере своего народа, своей местности);
  4. развитие голоса и его регистров, диапазона, тембра;
  5. формирование интереса и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях русского народа.
  6. воспитывать уважительное и бережное отношение к русской народной песне.

Ход урока

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока – "Знакомство с вокальными приемами пения в народной манере".
- Сегодня на занятии мы будем работать над дыханием, скороговорками, дикцией и над звуком в народной манере близкой к разговорной речи.

II. Практическая часть

Певческая установка

- Сидим ровно, на краю стула. Спина прямая плечи развернуты, голова смотрит перед собой, шея свободная. Ноги касаются пола всей ступней, пятки обязательно от пола не отрывать.

- Для поднятия вокального и дыхательного тонуса организма делаем несколько дыхательных упражнений системы А.Н. Стрельниковой. (концентрируем внимание учащихся на быстром и шумном вдохе носом: "шмыгаем носом")

- Ребята давайте еще сделаем несколько специальных упражнений:

  1. Делаем несколько коротких вдохов и продолжительный выдох. (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота)
  2. Представьте, что ваша ладошка свеча, делаем глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный и пробуем задуть свечку.
  3. А теперь говорим и топаем "Шел по лесу медведь и как начал он реветь ох, ох, ох", при произношении ОХ, выдыхаем воздух в низ, при этом животик помогает нам, положите руку на живот, и попробуйте сказать Ох и выдохнуть.

- Хорошо, молодцы. А последняя, третья ОХ, выдыхается дольше всех.

Работа над скороговорками

Педагог: Проговариваем медленно "Иголка, иголка, ты остра и колка, не коли мне пальчик, а сшей мне сарафанчик", а теперь еще быстрее. Хорошо, молодцы.
- А теперь проговариваем и просим иголку тихо и жалостливо, как бы про себя думая, ну пожалуйста.
- А теперь ставим руки на пояс и возмущаемся на иголку, ругаемся и говорим скороговорку, и грозим иголке пальчиком.

- Молодцы, ребята! А кто знает, что относится к артикуляционном аппарату, давайте подумаем.
- Правильно: язык, губы, а еще щеки, зубы, челюсти, небо, глотка, гортань. То есть вся наша ротовая полость.

Распевание

- Для начала нам нудно немного разогреть наш голосовой аппарат, но сначала давайте подумаем, что в ходит в состав голосового аппарата.
- Вспомните, когда вы поете, что в нашем организме задействовано? Правильно, горло, легкие, а еще ротовая и носовая полость, бронхи, грудная клетка и диафрагма.
- А теперь давайте попробуем зевнуть закрытым ртом, как будто у вас во рту маленькое яблоко или слива, при этом задняя стенка гортани растягивается и разогревается.

- Хорошо, молодцы. Теперь проговорим цифры от одного до десяти и в конце скажем и протянем букву "О". Я покажу.
- А теперь давайте со мной: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Хорошо!
- Начинаем считать тихо и с каждой цифрой усиливаем звук, а в конце букву "О" говорим громко, но звук опускаем в низ. При этом корпус чуть наклоняем в перед, чтоб сделать звук ниже и объемнее.

- Так же это упражнение растягивает наш голосовой диапазон. А кто знает, что такое диапазон? Это интервал, в нашем случае как может петь наш голос очень низкие ноты и очень высокие, это расстояние называется – диапазон.
- Снова считаем с тихого и с каждой цифрой усиливаем звук, но теперь в конце букву "О" говорим громко, но звук поднимаем на верх и сами поднимаемся на носочки.

Педагог: Еще раз считаем, начиная с громкого и заканчиваем очень тихо.
- Отлично! А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Давайте встанем в круг. И по очереди, через одного говорим длинный звук "О".
- Первый тянет в низ и немного опускает корпус, второй на верх и встает на носочки, третий опять в низ, четвертый в верх и так далее.

- Проходим один круг медленно, второй быстрее, но теперь меняемся, кто тянул в низ, теперь тянет на верх, третий круг опять меняемся, но теперь говорим еще быстрее, четвертый совсем быстро, так же меняясь.
- Как я уже говорила, народное пение очень близко к разговорной речи, сейчас мы проговорим слово "мама", а затем споем так же как говорили.

- Цель - достичь правильного соединение согласных и гласный бук. Отдавая приоритет слову. Достичь четкой работы кончика языка и минимизировать работу челюсти.
- Берем три ноты "до, ре, ми" 1 октавы и поем по ним, (ма-ма-ма), и возвращаемся назад "ми, ре, до".
- Обратите внимание, все буквы "А" должны быть по звучанию одинаковы. Напомню, поем, как говорим, не зажимая губы. Молодцы, теперь тональность берем на полтона выше и поем еще раз.

- Теперь проговариваем слова "зеленеет лес", хорошо. Теперь поем, обратите внимание, что буква "Е" должна быть похожа на "Э".
- Хорошо, сейчас поработаем над унисоном.

- Кто помнит, что такое унисон?

Унисон - это одновременное звучание нескольких людей или звуков

- Правильно. Сейчас я начну петь первая фразу "ма-ма-ма", и каждый по очереди начнет ко мне присоединяться, должно сложиться ощущение, что я просто стала громче петь, ни кто не должен выделять при присоединении в пении. Молодцы! (Все распевки поются несколько раз, в разных тональностях)

Рефлексия

Педагог: Ребята, какими вокальными приемами пения мы познакомились?
- Что нам дает певческая установка?
- С какими распевками мы сегодня познакомились?

Подведение итогов

- Сегодня мы уделили внимание формированию вокального звука в народной манере, близкой к разговорной речи.
- Познакомились с новыми понятиями.
- Узнали, что относится к артикуляционному аппарату и голосовому аппарату.
- Наше занятие подошло к концу. До свидания!

Размер:
39.27 Kb
Скачали:
6