Использование распевок на уроках вокала для правильного звукоизвлечения

Урок вокала всегда начинается с распевок, независимо от того, каким видом вокала вы занимаетесь: классический вокал, эстрадный вокал или фольклор. Распевки имеют большое значение не только для разогрева голосовых связок.

Они настраивают учащегося на работу с голосом, выстраивают его в слуховом плане.

Во время распевок опытный педагог-вокалист работает над правильным произношением гласных и согласных звуков, над распределением дыхания и конечно же над чистотой интонации.

В своей статье мы расскажем о работе на уроках классического вокала, о применяемых распевках и о роли концертмейстера при освоении и исполнении распевок. Начинается урок с упражнений на дыхание. Важно научить учащегося правильно дышать животом и грамотно распределять запас дыхания на длинные фразы. В этой работе помогают упражнения на задержку дыхания и выпускание воздуха на шипящих звуках, а также скороговорки, исполняемые на одном дыхании. Учащимся очень нравится такой вид работы. Затем приступаем к распевкам.

Самая первая распевка на гласные звуки а, о, у, и. Учащийся должен распевать эти звуки с правильным положением голосового аппарата и по всем тональностям, то есть поднимаясь и опускаясь по полутонам. При столь сложной работе роль концертмейстера огромна. Он должен знать хорошо распевку сам и так ее исполнять, чтобы успевать настраивать учащегося в новую тональность.

Важно уметь быстро ориентироваться в тональностях, а также быть готовому к резкой смене динамики по требованию педагога. Резкий переход от громкого звучания к тихому часто требуется потому что дети увлекаются и начинают не петь, а кричать и делают это грязно. Переход на тихое звучание заставляет ребенка более внимательно прислушиваться к тому, что исполняет концертмейстер. Значит улучшает звукоизвлечение. Следующая распевка очень интересна в своем исполнении. Учащийся должен озвучить те же гласные, но уже с закрытым ртом, как бы "промычать" эти звуки.

Очень активизирует исполнение у учащегося, концентрирует внимание, развивает внутренний слух. Во время работы над этой распевкой концертмейстер должен быть предельно внимательным, так как она нелегко дается учащимся и они часто ошибаются. Задача концертмейстера не сбиться в тональности и поддержать исполнителя.

Еще одна интересная распевка, применяемая нами в работе, это пропевание на бре, бри, бра, бру. В этой распевке важно не только четко произнести твердые согласные, но и протянуть гласные звуки, двигаясь вверх и вниз по полутонам. Концертмейстеру необходимо так выстроить музыкальный материал, чтобы успевать перестраивать учащегося из одной тональности в другую.

Далее мы переходим к более сложному материалу в наших распевках. Теперь мы будем двигаться в мелодической линии не поступенно, а по звукам тонических трезвучий. Это гораздо сложнее и для исполнителя и для концертмейстера, так как скачкообразное движение не просто услышать учащемуся, а концертмейстеру ориентироваться в клавиатуре и тональностях. Здесь также важно успевать перестраивать ребенка из тональности в тональность и добиваться чистоты в интонировании.

Следующая распевка исполняется на сочетание звуков "ле-хо-хо". На звук "ле-о" происходит скачек вверх на кварту,а на слоги "хо-хо" опускаемся поступенно вниз. Эта распевка помогает ощутить интервал кварту интонационно, а отрывистое исполнение "хо-хо" активизировать дыхание на резких и коротких выдыхах. Данная попевка сочетает в себе несколько задач.

Учащимся младшего возраста исполнять ее рано целиком, поэтому преподаватель предпочитает осваивать ее постепенно. С начало учим ребенка исполнять скачки на кварту вверх и вниз, двигаясь поступенно по тональностям. Потом осваиваем дыхательное движение на "хо-хо". Как только ученик освоит отдельно каждый вид этого упражнения, можно пробовать соединять его в целиком.

Последняя распевка, которую мы используем на уроках вокала представляет собой скачки на октаву и поступенное движение вниз по звукам гаммы на разные гласные звуки. Это заключительный момент в освоении распевок, так как интонационно чистое исполнение этой распевки говорит о том, что учащийся начал хорошо слышать звуки музыки, концертмейстера, стал более устойчив интонационно.

Хочется сказать, что распевки занимают по времени большую часть урока. Но нельзя жалеть потраченное на них время. Опытный педагог именно на распевках оттачивает у учащихся дыхание, правильную работу аппарата и конечно же чистоту интонации.

Важна и не заменима работа концертмейстера на уроках вокала. Он не только выстраивает интонационно всю работу на уроке, а создает большую поддержку педагогу, помогая ему не отвлекаться от своих задач.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!