Цель занятия: создать условия для освоения умений и навыков актерского мастерства через упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов.
Задачи:
Приветствие обучающихся, проверка посещаемости и готовность обучающихся к занятию.
Педагог: Ребята на прошлом занятии мы проводили упражнения по сценической речи. Давайте повторим немного прошлую тему. (Да, давайте!)
Сценическая речь – это одно из главных умений актера, с помощью которого возможно полное овладение ролью
- Какую роль сценическая речь играет в театральном искусстве? (дает актеру возможность донести до зрителя идею, мысли, чувства, заложенные в произведении)
- Какие упражнения для развития сценической речи вы знаете? (Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дикции, дыхательные упражнения)
- Правильно! Давайте повторим два упражнения.
Первое упражнение
Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую - на ребра. Глубокий вдох на счет "раз" (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счетом от1 до 5 (вслух).
Второе упражнение
И.п. то же. Насчет 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счет "раз" задержка дыхания и на выдохе плавный счет вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счет до 15, еще добрать и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.
Педагог: Ребята, а были ли у вас проблемы с выполнением этих упражнений? (ответы детей)
- А что вам мешало выполнять упражнения? (Я стесняюсь...)
- А как вы думаете, есть ли упражнения, которые помогут вам избавиться от стеснения?
- А в чем нам поможет это избавление? Где мы можем потом это применить? (Поможет раскрепоститься, повысит уровень актерского мастерства)
Педагог: Эти упражнения называют – упражнения на снятие мышечных зажимов.
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия? (Уменьшить мышечное напряжение)
- Давайте выполним несколько упражнений и проверим работают ли они.
Упражнение "Зажимы по кругу"
Участники идут по кругу и по команде педагога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела.
В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде педагога нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком.
Упражнение 2
Для выполнения этого упражнения нужен партнер, что также является хорошим способом для установления психологического контакта. Надо встать лицом друг к другу. Ваш партнер должен делать замедленные движения, а вы должны стать его зеркальным отражением, то есть с точностью копировать все его движения.
На первых этапах выполнения упражнения можно договориться, не делать сразу несколько движений, делать простые движения без участия мимики, выполнять движения очень медленно. Затем поменяйтесь с партнером ролями. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать тело партнера, понимать логику его движений.
Через какое-то время вы сможете даже предвосхищать и опережать действия партнера.
- Ну что ребята, чувствуете ли вы себя более уверенными или нет? (да!)
Педагог: Сейчас мы с вами поработаем с театральными этюдами. Они помогают снять напряжение и приобретаются навыки по актерскому мастерству.
- Давайте вспомним, что такое театральный этюд?
Театральный этюд - это небольшая сценка, обычно длиной не более пяти минут
- Этот жанр отлично продемонстрирует актерскую технику, показывает перевоплощения актера, дает возможности для импровизации и игры в неожиданных условиях.
- Какие театральные этюды вы уже знаете? (Этюды на проявления эмоций, на основе театральных произведений, на артистическом воображении)
- И сейчас мы будем работать с этюдами на проявление эмоций.
Этюд на проявление эмоций
- Для этого я приглашаю вас всех встать в круг.
- Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щечку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слезы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой. И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е. Алябьева)
Педагог: Молодцы, ребята! Теперь, прошу вас приступить к самостоятельной работе! Выполните театральный этюд без моей помощи и подсказок.
- Следующий этюд на основе литературного произведения.
- Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю. (выбираем кота и мышей, 6-7 человек)
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел -
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!"
- И врассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Педагог: Какие упражнения на снятие мышечных зажимов вам понравились? (Пальма, третье, зажимы по кругу…)
- Какие эмоции они вызвали у вас? (Радость, смех, спокойствие)
Рефлексия деятельности на приеме "Смайлики"
- Сейчас я вам раздам листы с упрощенным изображением человека, у которого не нарисовано лицо.
- Вы должны сами дорисовать те эмоции, которые характеризуют ваше состояние на занятии.
- Можете дополнить изображение деталями. (воздушным шаром, букетом или же тяжелой сумкой в руке)