Данное занятие рекомендуется проводить в ноябре месяце, когда по программе "Раз – ступенька, два – ступенька" знакомятся с понятиями: справа, слева.
Для того чтобы занятие прошло более эмоционально, педагог вводит сюрпризный момент, рассказывая о предстоящем дне рождении у девочки Кати. Придумывает историю о том, как мама подарила Кате наручные часы, но Катя не знает на какую руку их одеть, тем самым педагог подводит учащихся к определению темы занятия и значимости знаний правой и левой руки.
Чтобы закрепить знание правой и левой руки проводится упражнение "Это правая рука..."
Педагог предлагает учащимся подарить Кате подарки и положить их справа или слева от Кати, тем самым они тренируются в определении правой и левой стороны относительно другого человека.
Определяя, кто подарил Кате котенка и щенка, в какой руке, что несет ее друг, где находятся мячи и пирамидки, учащиеся ориентируются в пространстве, находят правую и левую пуку у детей, стоящих спиной или лицом к детям.
Для проверки усвоения учащимися знаний правой и левой руки дается задание с геометрическими фигурами для самостоятельного выполнения. В конце занятия учащиеся делятся своими впечатлениями, рассказывая, что больше всего понравилось на занятии.
Тема: "Ориентировка. Понятия: справа, слева" с сюжетом: "На дне рождении у Кати".
Цель: Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.
Задачи:
Материал к занятию:
- Здравствуйте ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (ответы детей)
- У девочки Кати сегодня день рождение. Мама подарила Кате наручные часы. Но Катя не знает, на какую руку ей их одеть.
- На какой руке носят часы? Что надо знать, чтобы одеть часы? (правую и левую руку)
- А вы знаете, где у вас правая, а где левая рука?
- Поднимите правую руку вверх, а теперь левую.
Упражнение "Это правая рука…"
Это правая рука, помашу я ей,
Это правая нога, потопаю я ей,
Это правый глазик мой, поморгаю им,
Это ушко правое, подергаю его.
Это левая рука, помашу я ей,
Это левая нога, потопаю я ей,
Это левый глазик мой, поморгаю им,
Это ушко левое, подергаю его.
- А теперь вспомним, как определить правую или левую руку у другого человека.
- Если я встану к вам спиной, то где у меня правая рука, куда она смотрит?
- А где у меня левая рука, куда она смотрит?
- Если я повернусь к вам лицом, что произойдет? Там где у вас правая рука, у меня какая? (левая)
- Там, где у вас левая рука, у меня какая рука? (правая)
- Посмотрите, ребята, сколько здесь подарков, давайте их подарим Кате и расставим справа от Кати или слева.
- Что ты хочешь подарить? (куклу Барби)
- Чтобы поставить ее справа от Кати, какую руку ты у себя должен найти? (левую)
- У тебя левая с этой стороны рука, а у Кати какая? (правая)
- Кате бабушка с дедушкой подарили котенка и щенка. Как по отношению к нам стоит Катя? (спиной)
- Что это значит? С какой стороны у нее правая и левая рука? (с той же, что и у нас)
- Кто идет от Кати справа?
- Кто идет от Кати слева?
- Обведите того, кто справа красным карандашом, а того, кто слева - синим. Проверьте правильность выполнения задания.
- На день рождение к Кате торопится ее друг Витя. Что он несет ей в подарок? (цветы и торт)
- Как он расположен по отношению к нам? (он бежит к нам лицом)
- Как расположены у него правая и левая рука по отношению к нам? (наоборот, там, где у нас правая - у него левая, там, где у нас левая – у него правая)
- Что держит Витя в правой руке? (цветы)
- Что он держит в левой руке? (торт)
- Обведите то, что он держит в правой руке оранжевым карандашом, а то, что держит в левой руке фиолетовым карандашом. Проверьте правильность выполнения своего задания.
- Катя очень веселится на своем дне рождении, ведь ей подарили столько подарков.
- Посмотрите на следующую картинку, ей подарили мячи. Как Катя стоит по отношению к нам? (спиной)
- Как расположены ее руки, по отношению к нам? (с одинаковой стороны)
- Обведите мячик справа красным карандашом, а мячик слева - оранжевым
- Проверьте правильность выполнения.
- Что еще подарили Кате? (зайчика и пирамидки)
- Какая пирамидка находится справа от зайчика, какая слева?
- Обведите пирамидку справа желтым цветом, а слева - зеленым.
- Проверьте правильность выполнения своего задания, если вы выполнили неправильно, исправьте себя.
Две сестрицы две руки – левая и правая, (ладошки тереть друг о друга)
Две сестрицы две руки – левая и правая, (отвести в сторону левую и правую руку)
Рвут на грядке сорняки, левая и правая (изображают действие)
Рвут на грядке сорняки, левая и правая.
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая
Воду моря и реки загребают, плавая.
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Стряхивают капельки левая и правая
Стряхивают капельки левая и правая.
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Две сестрицы две руки – левая и правая,
Хлопают в ладоши левая и правая
Хлопают в ладоши левая и правая.
Педагог предлагает рассмотреть следующее задание.
- Что здесь нарисовано?
- Какие фигуры? Какие линии?
Предлагает детям выполнить самостоятельно задание. Раскрасьте квадраты справа от красной линии желтым цветом. А овалы слева от зеленой линии синим цветом. Проверьте правильность выполнения задания.
- Посмотрите на свою работу, если вы выполнили все задания правильно, нарисуйте себе полное солнышко.
- Если вы допустили ошибки, то половинку, только рассвет.
- Расскажите, ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? (рассказы детей)
- Чем больше всего понравилось заниматься?