Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление, рациональность, речь, языковые способности, анализ, операции с числами.
Правое полушарие отвечает за творчество, цветовое восприятие, генерирование идей, воображение, эмоции, мечты, интуицию, креативность.
У кого-то больше развито левое полушарие, у кого-то правое. Важно развивать работу левого и правого полушария, чтобы работа была синхронной. Результат этого-максимальная эффективность работы головного мозга.
Если при освоении скоростного чтения мы используем упражнения на развития обоих полушарий, то в результате мы получаем:
Чтобы эти показатели активно заработали, необходимо синхронизировать работу обоих полушарий с помощью определенных упражнений. Для этого есть некоторые несложные упражнения, которые отлично подходят для занятий по скоростному чтению:
Зеркальное рисование
Это вариант подходит всем без исключения, т.к. достаточно понятен и прост. Необходимо взять в обе руки карандаш (ручку, маркер) и начать рисовать одновременно обеими руками. Начать можно с элементарных фигур (круг, квадрат, буква и т.п.) Постепенно уровень задания необходимо усложнять, переходя к написанию своего имени, слова, рисунку и т.п.
"Зарядка для мозга"
Если вы привыкли работать (писать, рисовать) правой рукой, попробуйте выполнять задания в начале каждого занятия скоростным чтением с изображения левой рукой (или наоборот). Или с закрытыми глазами определите вещь, используя только тактильные ощущения.
Упражнения на активизацию мозга
Есть множество разминок (упражнений) на активизацию обоих полушарий мозга. Такие упражнения называют кинезиологической разминкой.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического развития через определенные двигательные упражнения
Кинезиологическое упражнение - комплекс движений, активизирующий межполушарную работу.
Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение и наоборот. Делаем такую смену 8-10 раз.
Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой - за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой - за ухо. Меняем попеременно несколько раз.
Одну руку ставим "козырьком" около лба. Пальцы на другой сложите в знак "класс". Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук. Можно делать смену через хлопок.
Пальцы на правой руке показывают знак "мир", на левой - "Ок". Задача-синхронно менять положение пальцев. "Восьмерки". Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность "∞"). Повторить 10–15 раз.
Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) 10-15 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую. После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально "∞", а левая вертикально - "8". Повторить 10–15 раз и поменять: левая - "∞", правая - "8".
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
Важно: следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Поочередно и быстро надо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.
Можно давать себе команды: кулак - ребро - ладонь.
Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.
Педагог может придумать любой вариант подобного игрового упражнения, которое задействует в работе обе руки поочередно, или ноги. Можно предложить ученикам придумать свои варианты такой разминки.
Обычно дети подходят к такому виду заданий активно, творчески, с интересом и энтузиазмом, сами готовы придумать подобные упражнения и провести их.