Как известно наш мир переживает очень непростой период. Множество людей пострадали и еще пострадают от коварного заболевания Коронавирусом.
Этой статьей я хочу оказать практическую помощь людям, перенесшим эту непростую болезнь.
В условиях пандемии Коронавируса многие люди жалуются на проблемы с памятью и вниманием, утрату активности работы мозга после перенесенного заболевания. Врачи рекомендуют таким пациентам кроме медикаментозного лечения , постоянно заниматься тренировками мозговой активности.
Знаменитый педагог В.К. Казаренко, в своей книге "Запоминание на основе визуального мышления", описывает сам процесс отработки навыков запоминания:
Конечно педагогическая и научная деятельность В.К. Казаренко не имеет никакого отношения к музыке, но проанализировав методы Казаренко по развитию интеллекта, я с удовольствием заметила и объяснила феномен обучения по своей методике игре на фортепиано.
Моя методика оттачивалась много лет во время обучения людей с незначительными музыкальными способностями. Результат обучения по этой методике проявлялся у множества детей и подростков, у моих взрослых учеников. Во время таких занятий у учеников улучшалась успеваемость в школе по всем предметам, они становились более собранными и внимательными.
Ведь не случайно, исследования мозга пианистов, проведенные в Гарварде доказали, что играя на музыкальном инструменте минимум 2,5 часа в неделю за три года, дети могут увеличить мозолистое тело своего мозга на 25%.
Мои ученики, усилив свой интеллект, а в некоторых случаях креативное мышление, поступают в престижные вузы страны в частности в этом году в МГУ на факультеты экономики, физико-математический факультет, а ученики пенсионного возраста откладывали встречу с Альцгеймером на долгие годы.
Конечно профессиональные музыканты, достигшие признания публики, могут осудить мой метод как лишенный эмоционально-эстетических задач исполнения музыки на фортепиано, но это совсем не так. На первом этапе наши занятия с учеником действительно напоминают бездушные тренировки пальцев.
Но овладев фортепианной фактурой, получив в руки инструмент для выражения эмоций, мы сможем работать с учеником над созданием музыкальных образов, выражением эмоций посредством красивого звукоизвлечения и интересной фразировки.
Вернемся к принципам В.К. Казаренко - "Для сохранения связей в мозге запомненные сведения необходимо повторять. Процесс многократной активизации связей включает механизм поддержания этих связей и они могут существовать в мозге длительное время. В мнемотехнике под повторением понимается процесс многократного припоминания информации. То есть сведения должны повторяться исключительно путем их припоминания".
В методике "Активного повторения" В.К. Казаренко, он объясняет важность этого процесса. "Повторение – это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника – это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы".
"В мнемотехнике под повторением понимается процесс многократного припоминания информации. То есть сведения должны повторяться исключительно путем их припоминания."
Припоминание, на мой взгляд это ключевое слово в процессе заучивания музыкального текста. Посмотрим, что происходит в моей методике заучивания музыкального текста.
В начале урока я рекомендую разделить музыкальный текст на маленькие фрагменты. Небольшие фрагменты удобны для запоминания, не пугают ученика массивом нотного текста.
Наша методическая задача на этапе разбора и освоения нотного материала - это переходить от простого к сложному. В моей методике главная особенность, усиливающая успех повторений, это тактильный аппарат человека, который является основным в игре на фортепиано.
Первые два такта, первый фрагмент.
"Ля, Соль, Фа диез, Ми, Ре". Ставим пальцы правой руки на позицию 5, 4, 3, 2, 1 и перебираем их справа налево. Кажется как просто?
Но не тут-то было. Задача гораздо сложнее чем кажется. Эти пять пальцев, перебирая сверху вниз, надо подчинить ритму. Первая нота "четвертная" и считается на "раз, и" четыре следующие ноты "шестнадцатые" и играть их надо по две на счет "раз" и по две на счет "и".
Таким образом задача усложнена по сравнению с запоминанием номеров телефонов или иностранных слов. Но это еще не все условия, которые надо выполнить при заучивании первого фрагмента.
Как известно, на фортепиано играют двумя руками одновременно. Именно это обстоятельство и позволяет нашему мозгу успешно развиваться. Сегодня, особенно в условиях многочисленных жалоб постковидных пациентов на ухудшение памяти и внимания, моя методика является наиполезнейшей по восстановлению и развитию интеллекта.
Игра на фортепиано двумя руками, считывая ноты с листа, под ритм позволяет развиваться и восстанавливаться мозгу после ковида. Я наблюдала этот удивительный эффект среди нескольких добровольцев из числа взрослых, переживших Коронавирус - членов семей моих постоянных учеников. Для успешного разучивания первого фрагмента необходимо проанализировать совпадения левой и правой рук.
Левая рука играет "ре" "большой" октавы одновременно с "ля" второй октавы правой рукой 5-м пальцем, на счет "раз" "и". Затем совместить "ре" "малой" октавы левой руки с "соль, фа диез". 3-им и 4-ым пальцами правой руки.
Думаю нет смысла описывать следующие такты "Волынки". Принцип всегда один и тот же. Берется следующий небольшой фрагмент, заучивается методом повторения каждой рукой, затем синхронизируется правая и левая руки, далее следует объединение предыдущих фрагментов, проигрывание всего заученного отрезка музыкального произведения.
Пианист соприкасается с фантастическими трудностями при разучивании музыкального текста по сравнению с заучиванием иностранных слов или номеров телефонов, но не стоит пугаться, все преодолимо.
Для успеха дела необходимо не только многократно повторять, выполняя все условия (номера пальцев, ритм, положение пальцев на клавишах), но надо играть не все произведение с начала до конца, а необходимо разделить пьесу на небольшие фрагменты. Согласитесь, что выполнить все поставленные задачи (пальцы, ноты, ритм) на маленьком фрагменте гораздо проще чем на большом.
Мы должны собрать всю свою волю во время многократных повторений маленького фрагмента, чтобы не допускать ошибок и неточностей. Причем, мельчить фрагмент можно до самых мелких кусков, вплоть до двух звуков.
После освоения первого фрагмента переходим к следующему. А затем объединяем два фрагмента. Вот здесь то и наступает момент вспоминания первого фрагмента точно так как в мнемотехнике по Казаренко.
Сверка припоминаемой информации с запоминаемым куском, происходит с использованием нотной записи. При повторении припоминаемого фрагмента музыкального текста мы сверяем его с первоисточником. В фортепианной игре этой сверке очень помогает аппликатурная дисциплина. Перед началом запоминания закрепляем за каждой нотой на клавиатуре номер пальца. И не имеем права менять эту последовательность.
В результате мы не просто повторяем стихотворение или номер телефона, а повторяем физические ощущения нашего тактильного аппарата всегда правильными пальцами и это усиливает воздействие на мозг. Наши кончики пальцев являются главными участниками в процессе повторения отдельного фрагмента.
Тренировать мозг на музыкальном тексте несравненно труднее чем выучить стихотворение или несколько иностранных слов, но поверьте моему громадному опыту, результат от таких тренировок будет ошеломляющим.
Мы все знаем, что музыка – это временное искусство. Ритм музыкального произведения, заданный композитором, ни при каких обстоятельствах нельзя изменить. Ритм является основой музыкальной канвы. На первый взгляд кажется, что тактильный аппарат и чувство ритма усложняют процесс заучивания, однако это не так- они являются главными помощниками в обучении.
Еще об одном наиважнейшем помощнике необходимо упомянуть. Это наш с вами музыкальный слух. Звуковысотный контроль правильности звучания, который осуществляет наш музыкальный слух, помогает нашим пальцам не допускать ошибок.
Звуки музыки, летящие из-под ваших пальцев еще и стимулируют ваше желание разучивать все больше и больше музыкального текста и в результате получать истинное наслаждение как от звучащей музыки, так и от собственного достоинства. Потому, что те маленькие победы, которые вы одержали над собой, достигнув результата, окажут на вас неизгладимое впечатление. А как следствие, окажут на ваш мозг нужное воздействие.
В предыдущих статьях я упоминала об исследованиях мозга музыкантов в сравнении с мозгом людей далеких от музыки с помощью М.Р.Т.-сканеров, проведенных в Гарварде и в финском университете Ювяскюля. Эти исследования показали, что мозг музыканта клавишника имеет абсолютную симметричность работы двух полушарий.
А мозолистое тело мозга, отвечающее за симметричность работы полушарий, у клавишников, оказалось большего размера чем у простых людей того же возраста. Думаю, что этот пример еще сильнее убедит вас скорейшим образом начать заниматься игрой на фортепиано.
Трудно описывать словами процесс обучения на фортепиано, ученикам гораздо удобнее следовать за учителем и повторять "с рук". Для наглядности и удобства пользователей мы записали несколько видеоуроков по этой теме.
Очень надеюсь, что мой метод заучивания по маленьким фрагментам при помощи многократного повторения, поможет пациентам, желающим восстановить свою мозговую активность после перенесенных заболеваний, а детям развить свой интеллект и стать успешными людьми.