Музыкальный диктант: формы и методы работы

Как известно, музыкальный диктант - одна из самых сложных форм работы на занятиях по сольфеджио. Нередко он представляет особую трудность для обучающихся, а между тем, он, как никакой другой вид работы, способствует развитию мелодического, внутреннего, ладового и гармонического слуха.

Музыкальный диктант - это и результат всех приобретенных умений и навыков ребят на занятиях.

Таким образом, он требует от педагога методической грамотности и творческого подхода. В данной работе автор опирается на опыт работы. В своей практике работы над музыкальным диктантом автор придерживается следующих установок:

  • музыкальный диктант стимулирует музыкальную память и является одним из средств развития музыкального слуха;
  • заниматься настоящей формой диктанта необходимо не раньше второго года обучения, на начальном же этапе используются подготовительные формы и упражнения;
  • работа над записью мелодии требует максимальной сосредоточенности, поэтому диктант дают в начале или в середине занятия, но не в конце;
  • не допускается стенографирование нот, так как мелодия при этом не осознается и не запоминается;
  • не рекомендуется пение вслух во время проигрывания и записи, так как это замедляет развитие внутреннего слуха (при необходимости можно петь до записи);
  • до начала письменного диктанта проводятся подготовительные формы, формирующие необходимые навыки;
  • основная форма диктанта вводится не раньше второго года обучения, и чередуется с игровыми его формами.

Подготовительные формы работы по музыкальному диктанту

  • Переписывание нот из сборников в тетрадь с использованием инструментальной группировки.
  • Выкладывание мелодии пуговицами на нотоносце. Пуговицы можно делить по цвету или по размеру (на два типа длительностей – четверти и восьмые). Педагог предлагает ребятам мелодии знакомых и ранее выученных песен (они выкладывается по фразам).
  • Запись мелодии палочками или точками, не фиксируя точной высоты звука, указывая приблизительное направление мелодии.
  • Выкладывание знакомых мелодий (а позже и небольших диктантов-двутактов) с помощью мелодических моделей-карточек. На начальном этапе используем простые модели - поступенное движение мелодии вверх и вниз, опевание, секвенция, репетиция. Когда этот этап будет освоен, можно переходить к записи мелодическими моделями в тактах.
  • Выкладывание на карточках ритмов изученных песен с последующим переписыванием их в тетрадь.
  • Запись ритма, расстановка тактовых черт в мелодии, написанной на доске (вычленяется мелодическая сторона).
  • Ритмические диктанты (основаны на известных ребятам ритмических рисунках).
  • Одна мелодия может исполняться в нескольких метрических и ритмических вариантах (на одном занятии мелодия – в одном, известном ребятам ритме и размере, на следующем занятии – в другом).
  • Педагог поет мелодию с названием нот, а ребята записывают ее.
  • Запись простых мелодий с голоса или других музыкальных инструментов (можно использовать аудиозаписи или "живое" звучание).
  • Слуховой диктант.
  • Мелодия может быть написана и разрезана на такты, а ребятам, после устного анализа, необходимо собрать ее воедино.
  • Диктант с ошибками. На доске записана мелодия с ошибками, группа выучивает правильную мелодию, а затем исправляет ошибки по слуху.
    Подбор знакомых мелодий в разных тональностях с последующей их записью.
  • Собственно диктант. Здесь предполагается запись мелодии, которую ребята знают, но записать ее нужно без "настройки".

Безусловно, немаловажно на занятиях методически грамотно вводить диктант.

Музыкальный диктантМузыкальный диктант

Методика проведения музыкального диктанта

Первый этап

Первое проигрывание диктанта обязательно должно быть в правильном темпе и характере, а если это фрагмент из музыкального произведения, то и фактуре (то есть с аккомпанементом). Перед проигрыванием группе дается задание: определить характер, жанр, по возможности, размер и лад. Слуховая настройка может быть произведена до или после первого проигрывания.

В нее входят: пение гаммы, отдельных ступеней, мелодических оборотов, составляющих будущий диктант с помощью методов относительной сольмизации (например, по "болгарской столбице)".

Второй этап

Перед вторым проигрыванием дается задание уточнить размер, определить форму и масштабы диктанта. После определения его формы – оформление количества тактов, фраз и предложений.

Перед третьим проигрыванием группа определяет: повторность-неповторность фраз, определение (при наличии) секвенций, начальных и конечных звуков предложений, сложных ритмических рисунков. Третье проигрывание происходит в замедленном темпе. После него педагог проверяет насколько ребята запомнили диктант (попросить, чтобы они пропели его на слог). Если группа не может проинтонировать услышанное - необходимо четвертое проигрывание.

Третий этап
Собственно написание диктанта. Желательно после четвертого проигрывания (после того как запомнили мелодию) необходимо начать писать. Мелодия диктанта исполняется 8-10 раз, в зависимости от трудности и уровня подготовки группы. В среднем на диктант необходимо затрачивать не более 25 минут (без настройки). Если диктант контрольный, то разбор сокращается (как правило, мелодия для контрольного диктанта дается простая).

Важно помнить, что играть мелодию по частям ни в коем случае нельзя. После записи диктанта ошибки могут быть исправлены исполнением мелодии на фортепиано, а если ошибок немного – исполнением всей группой.

Четвертый этап

Домашняя работа с написанным диктантом. Он может быть выучен ребятами наизусть, транспонирован в другую тональность; к нему может быть придуман второй голос (сверху или снизу), написано сопровождение. Также диктанту можно досочинить или придумать свою вариацию.

Исходя из опыта работы, автор убеждена, что выстроенная на занятиях по сольфеджио методологическая работа над музыкальным диктантом будет способствовать развитию у обучающихся всех видов музыкального слуха, мышления и памяти, формированию творческих навыков (подбор по слуху, гармонизация и сочинение нового), и, в целом, содействовать воспитанию грамотных музыкантов.

Размер:
11.7 Kb
Скачали:
17