Разработка воспитательного мероприятия "Нарядная рябинка"

Данное воспитательное мероприятие осуществляется в рамках реализации проекта "Центр народной культуры "Отрада", целью которого является создание образовательной среды, способствующей формированию гражданской идентичности у воспитанников детского сада посредством приобщения к русской культуре.

Творческая мастерская "Нарядная рябинка"

Форма проведения: творческая мастерская.

Целью мероприятия является приобщение к истокам региональной культуры в процессе знакомства с искусством нижнетагильских мастеров.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с народными промыслами Урала (нижнетагильскими подносами), воспитывать уважение к культуре и искусству народов Урала. Учить понимать и оценивать красоту бытовых предметов, разнообразие их форм.
  2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  3. Развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания; закреплять прием вливания одного цвета в другой.
  4. Развивать мелкую моторику, как одно из условий подготовки руки к письму, формировать умение получать четкий оттиск при оптимальном нанесении гуаши без смазывания, как того требует предполагаемая техника.
  5. Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путем введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Планируемые результаты:

  • у детей сформируется эмоциональная отзывчивость и интерес к образцам декоративно-прикладного искусства (нижнетагильский подносный промысел), понимание его особенностей, желание знать искусство родного края; сформируется желание заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе;
  • сформируются обобщенные знания и умения (различать характерные особенности росписи нижнетагильских подносов, освоить чувства формы, ритма, симметрии, колорит и композицию).

Материалы и оборудование: заготовка из цветного картона в форме подноса, печатки из пеноматериала в форме листика, тычки с поролоновым наконечником, гуашь (красная, коричневая, желтая, зеленая), кисти, письмо, игровой персонаж Паучок-Рисовичок, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации нижнетагильских подносов.

Предварительная работа: наблюдение за рябиной во время прогулок, рассматривание иллюстраций, фото подносов, изделий, украшенных ветками рябины; беседа "Цветы на подносе" (знакомство с историей нижнетагильского подносного промысла); виртуальная экскурсия на выставку нижнетагильских подносов; дидактическая игра "Укрась поднос".

Ход деятельности

Педагог приглашает детей посетить творческую мастерскую Паучка–Рисовичка

Пальчиковая игра "Я - художник"

"Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу."
Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе ("лист бумаги"). Указательный палец правой руки - "карандаш". Провести пальцем по левой ладони линию - "дорогу".

"На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову."
Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: "Му-у!.."

"Направо дом,"
Пальцы складываются домиком.

"Налево сад..."
Кисти рук скрещиваются в запястьях ("деревья"), шевелить раздвинутыми пальцами ("ветер раскачивает ветки").

"В лесу двенадцать кочек."
Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.

"На ветках яблочки висят,"
Встряхивание кистей - имитация капель дождя.

"И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,"
Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.

"Тянусь как можно выше."
Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.

"Уф! Свой рисунок приколол -
Совсем неплохо вышел!"
Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.

Педагог: Ребята, теперь мы с вами самые настоящие художники, что же мы сегодня будем рисовать? Давайте спросим Паучка-Рисовичка!
Дети подходят к Паучку и обнаруживают, что он держит в лапках письмо; педагог предлагает помочь Паучку прочитать письмо. (надпись на письме: "Паучку-Рисовичку от Рябинки")

Педагог вскрывает письмо и зачитывает Паучку и детям. Текст письма:

"Дорогой Паучок, пишет тебе твоя хорошая знакомая тонкоствольная Рябинка. В нашем родном лесу Госпожа Осень объявила конкурс на самый красивый и необычный наряд. Все мои подружки мохнатые елочки распушили свои иголочки и готовятся покрасоваться своими нарядами. А со мной случилась беда: Злой волшебник Ветродуй и его помощник Холодный Дождь напали на меня и сорвали мою любимую шаль из разноцветных резных листиков.

Мои нарядные алые бусы утащила Сорока-Воровка. А мне так хочется покрасоваться со своими нарядными подружками, порадовать Госпожу Осень. Я знаю, что ты учишь ребят создавать красоту. Помогите мне нарядиться в такое платьице, которое будет краше прежнего, будет самым необычным, а главное, ему не будут страшны проделки злого волшебника Ветродуя и Холодного Дождя. Очень прошу, помогите!
Ваша Рябинка"

Педагог: Ребята, нужно выручать Рябинку! Но как же нам придумать такой наряд, которому не страшны ни ветер, ни дождь. Где же можно поместить такой наряд? (его можно изобразить на подносе, который не теряет своего внешнего вида благодаря секретному лаку, придуманному тагильскими мастерами)

Педагог благодарит ребят за находку и предлагает занять место за столами.
Педагог: Вы знаете, ребята, для такого случая у меня всегда припасены разные заготовки. Среди них есть и подносы. (раскладывает перед детьми заготовки подносов, вырезанные из цветного картона)

- Только мои подносики совсем не нарядные. Посмотрите, и Паучок уже что-то успел для вас приготовить. (достает коробку, в которой лежат инструменты для создания изображения-печатки в форме листика и тычки)
- Какой же выдумщик наш Паучок-Рисовичок.

Обращается к Паучку: Ты мне подсказывай, а я ребятам расскажу, как нам помогут твои хитрые инструменты!

Показ способа действия под "руководством" Паучка. (прорисовывание ветки кистью средней толщины, нанесение гуаши на печатку для изображения листика, обмакивание тычка в гуашь для изображения ягод)

По ходу педагог акцентирует внимание детей на том, что печатку необходимо прижать в трех местах (посередине и в уголках листика, осторожно поднять в строго вертикальном направлении). Советует использовать гуашь разных цветов, напоминает о расположении листиков (попарно, один лист не имеет пары).

При изображении ягод напоминает, что они находятся близко друг с другом, образуя гроздь, их – большое количество. Дети выстраивают композицию на подносе. По окончании работы детей педагог рассказывает о пользе рябины, о народных приметах, связанных с ней; приглашает детей "стать рябинками".

Физкультминутка "Рябинка"

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку (Потягивание - руки вверх)
Ей непросто жить на свете -
Ветер крутит, крутит ветер. (Вращение туловищем вправо-влево)

Но рябинка только гнется,
Не печалится - смеется. (Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер)

Педагог предлагает ребятам занять свои места. Дает положительную оценку детским работам.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Наряд для нашей Рябинки получился красивым, а главное, необычным.
- Нетрудно догадаться, кто победит в конкурсе Госпожи Осени.
- Конечно, наша Рябинка!

- А сейчас предлагаю вам сказать о своей веточке рябины, какая она.
Дети подбирают эпитеты, определения: нежная, пестрая, яркая, нарядная и т.д. Педагог объявляет детям о закрытии мастерской и предлагает разместить работы на выставке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!